опоздать, что-то забывает, но уже некогда. В школе его встречает гардеробщик и говорит сердито, что
гардероб уже закрыт и вот-вот прозвенит звонок. Мальчик мчится по коридору, и тут ему попадается
уборщица, которая читает длинную мораль, что надо лучше вытирать ноги, чего он такой
невнимательный мальчик и откуда только такой взялся, кто его родители и зачем он бежит сломя голову.
С трудом освободившись от нее, он пытается войти в класс, но дорогу ему преграждает дежурный,
который начинает дотошно проверять его дневник, чистоту ногтей и пр. Наконец раздается звонок, и
начинается урок. Его вызывают к доске и просят прочитать стихотворение, которое он как назло забыл
выучить. Получает двойку и в подавленном настроении возвращается домой. Все кажется мрачным, все
мешает. Затем происходит бурное объяснение с пришедшими домой родителями, которые говорят, что
он способен только на то, чтобы получать двойки».
В последней истории мальчик 9 лет с неврозом страха воспроизводит в драматической форме
свою ситуацию в семье, где он окружен бесчисленными требованиями, предписаниями, условностями,
идущими от его тревожно-мнительных родителей и властной бабушки. В игре он изображал мальчика из
своего рассказа.
Следующий, основной, этап групповой психотерапии
игра, которая проводится на темы,
предлагаемые детьми и врачом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и
реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения врача и
высокой активности играющих.
В начале игры основаны полностью на инициативе детей. Врач не руководит игрой,
предоставляя эту возможность автору рассказа, который становится главным действующим лицом и
распределяет вспомогательные роли среди остальных членов группы, включая врача. Последний
принимает непосредственное участие в игре, но не может прерывать ее и делать замечания. Подобная
тактика врача и пример его игрового перевоплощения способствуют развитию инициативы детей,
естественности их взаимодействия, лучшему вхождению в игровой образ. Вне игры врач продолжает
руководить группой, устанавливая общий распорядок и продолжительность занятий, обстановку их
проведения и т. д.
Игра основана на общей фабуле рассказа, и в ней нет готовых реплик для исполняющих те или
иные роли, т. е. допускается в определенных пределах импровизация диалогов действующих лиц. В
течение нескольких занятий проигрываются рассказы всех участников группы. Некоторые из них могут
неоднократно руководить игрой, если предлагают для нее разные сюжеты. При распределении ролей
обращает на себя внимание тенденция предпочтения руководителями игры некоторых участников
группы, что указывает на появление симпатий между ними.
Предыдущий рассказ мальчика, боящегося опоздать в школу (но фактически никогда не
опаздывающего), был проигран следующим образом. Он исполнял роль главного действующего лица,
роль уборщицы его мать, приглашенная для этого в игровое помещение. Врач был гардеробщиком,
другие роли распределялись между остальными участниками группы, которые изображали по ходу игры
родителей мальчика, автобус (образуя тесный круг), шофера, контролера, светофор, шлагбаум, прохожих,
дежурного и учеников в классе. В игре принимали участие студенты-психологи и врачи, проходящие
усовершенствование. Одновременно они создавали эмоциональный фон для игры, актуализируя
происходящие в ней события репликами вроде «Смотрите, он опаздывает», «А времени все меньше»,
«Очень плохо», «Это никуда не годится» и т. д. По рассказу, выйдя из дома, мальчик (Дима) стал ждать
автобус, который долго не приходил. Спешащие мимо прохожие (все участники группы, включая врача)
подчеркнуто безразлично говорили, что автобус запаздывает, что он вообще не приедет, остановка
перенесена и т. д. Переволновавшись, Дима садится не в тот автобус, выясняя, почему автобус идет в
другую сторону, он получает противоречивые ответы. Пытаясь сойти на ближайшей остановке, он
встречает контролера, который настойчиво выясняет, кто он такой, слушается ли родителей, всегда ли
просит у них прощения и часто ли ездит в противоположную сторону. Далее Дима едет уже в «своем»
автобусе, на пути которого встречаются различные препятствия: ремонт дороги, долго не
открывающийся шлагбаум, частые светофоры и т. д. Времени же остается все меньше и меньше. Выйдя
из автобуса, он бежит в школу, а один из сопровождающих его участников игры все время повторяет:
«Хорошие мальчики не опаздывают в школу, они приходят вовремя». Другой участник группы
|