позволяет избежать слишком сложных сюжетов и предоставить возможность для выступлений
остальным детям. Рассказы вносят организующий момент в деятельность группы, так как на
предыдущем этапе объединения детей происходит повышение их эмоциональной активности,
вызванное отреагированием подавленных эмоциональных реакций. В некоторых случаях этот
позитивный процесс сопровождается эмоциональным расторможением детей и дезорганизацией
работы группы в целом. В данном периоде групповой динамики нежелательно применение жестких
санкций, чтобы не нарушить эмоциональный контакт с детьми. В то же время врач не должен
оставаться пассивным, так как рискует потерять доверие группы как ее руководитель. В сложившейся
ситуации использование рассказов как последовательных монологов упорядочивает поведение детей.
Затем им предлагается еще раз сочинить рассказ, в котором «автор» был бы главным действующим
лицом, а тематика была бы связана с такими значимыми темами, как здоровье и болезнь, страхи и
опасения, сновидения в т. д. Фабулой рассказа служит то, что когда-то происходило, происходит или
может произойти с его главным персонажем. Таким образом, в рассказе могут быть воспроизведены
конкретные переживания больных или их фантазии. И то, и другое одинаково ценно, так как позволяет
лучше понять внутренний конфликт детей и их защитные установки. Особое значение эти рассказы и
сделанные по ним дома рисунки и маски имеют для больных с неврозом навязчивых состояний, давая
им возможность эмоционально отреагировать переживания, обусловленные угрозой для их здоровья и
жизни. Тогда терапевтический эффект рассказа весьма значителен и заключается в уменьшении остроты
тревоги и страха. В любом случае рассказы дают врачу много ценных сведений о наклонностях и
переживаниях детей, способствуют развитию их воображения и умения руководить группой.
Приведем в качестве примеров ряд историй. В одних отражается страх нападения, физического
уничтожения, смерти (по теме врача «чего я больше всего боюсь»), в других жизненные проблемы
детей (по темам «что меня беспокоит, в чем мне плохо, что я не могу, где меня обижают»).
«Однажды один человек взял мешок и пошел в горы и увидел вдруг какое-то желтое пятно. Он
вначале испугался, потому что там, далеко в горах, все было желтое желтая бабушка, которая
рассыпалась, как только человек дотронулся до нее, желтый человек, который сказал, что налетела
Желтая Смерть и всех съела, а он остался жить, потому что спрятался в кривой комнате. Тогда этот
человек пошел искать Желтую Смерть, нашел ее и стал с ней бороться, а из нее стали вылетать ноги,
руки и человечки» (больная 5 лет со страхом Бабы-Яги). «Жил был человек, и пошел он однажды гулять.
Дошел он до далекой страны и смотрит там нет людей. Он зашел в избушку и увидел только одного
человека и спросил почему нет никого в этой стране, и услышал, что прилетел Злой Дракон и всех
сжег огнем. Только он это сказал, как сразу появился Дракон, который сказал: «Оставлял я одного
человека живым, а сейчас тут двое, и я съем вас теперь обоих». Стали они сражаться, и человек
победил» (больная 6 лет из неполной семьи). «Однажды моя знакомая пришла первый раз в садик, там
все ребята кричат, а она стоит в стороне, стесняется познакомиться и плачет» (больная 6 лет, которая
боится идти в детский сад). «У нас в детском саду, когда воспитательница вышла, все стали
разговаривать, а когда она пришла и спросила, кто разговаривал, никто не признался. Но она поставила
одну из девочек в угол на целый час» (больной 6 лет обнаруживает в этом рассказе отношение к
несправедливому наказанию). «Меня в школе постоянно обижают. Мой сосед по парте наточил острый
треугольник и начал тыкать им в меня, затем написал на листочке: «Слава-дурак» и рядом нарисовал
скелет. А когда на перемене мне подставили подножку и я упал, все долго смеялись над этим» (больной
8 лет, обижаемый сверстниками). «Жил-был в одном городе мальчик Петя, который боялся физкультуры,
особенно эстафет, а также того, что его будут ругать ребята, если он что-либо неправильно выполнит.
Он рассказал о своей беде отцу, который сказал: «Попробуй эту эстафету дома». И мальчик стал каждое
утро делать ее перед школой. Тогда у него все получилось, и ребята его больше не ругали» (больной 9 лет
отражает в этом рассказе свои переживания, фактически отец не давал ему таких советов). «Один
мальчик долго не мог заснуть, потому что думал с волнением о завтрашнем дне. Наконец он заснул, и
ему приснился кошмарный сон, что он никак не может дойти до школы, ему мешают прохожие, вовремя
не приходит автобус, по ошибке он едет не в ту сторону. Наконец, он приходит в школу, вбегает в класс
и видит его пустым. Вдруг из этого пустого класса выбегают ученики со словами «Все кончено!». Тут
мальчик просыпается от звонка будильника, хмурым и раздраженным, начинает торопиться, боится
|