отношений и статусная дифференциация. Это говорит о развитии структуры группы как социально-
психологической системы. Непрерывность ее существования поддерживается оптимальной частотой
встреч участников. При неврозах с нарушениями общения и личностными изменениями
продолжительность групповой психотерапии составляет не менее 3 мес. при двукратных посещениях в
неделю (24 занятия). Если подростки занимаются один раз в неделю, то продолжительность лечения
соответственно увеличивается. Длительность отдельных встреч варьирует от 45 мин. у дошкольников до
часа в 711 лет и 1,5 ч. у подростков, что позволяет разыграть ряд сложных сюжетов, провести
обсуждение и избежать при этом утомления детей.
Процесс групповой психотерапии складывается из взаимно перекрывающихся четырех этапов:
объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждения.
Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде
экскурсий в музей, парк, кино, осмотра поликлиники и кабинетов, рисования, лепки, предметных игр,
рассказов о книгах и увлечениях и т. п. После снятия напряженности, вызванной пребыванием в группе,
врач раскрывает в беседах общий характер проблем, стоящих перед ее участниками, доступно объясняет
цель совместного лечения и выясняет мнение о его способах. При беседах в группе постепенно
возникает атмосфера доверия и откровенности, эмоционально объединяющая ее участников. Они
начинают делиться своими желаниями и тревогами, что нередко является единственной возможностью
для их выражения. Терапевтический эффект высказываний обусловлен тем, что дети воспринимают
группу как понимающую, сочувствующую и поддерживающую аудиторию, которая отвечает
нереализованным ожиданиям принятия со стороны сверстников.
Объединяет детей в группу и проведение с ними игр. Вначале обращают на себя внимание
скованность, затруднения в общении, вхождении в роль, принятии решения. По существу, многие из
детей не могут играть, что вызвано внутренней напряженностью и страхом, вследствие жестко
ограничивающего характера воспитания, а также отсутствия возможности спонтанных игр дома.
Поэтому в качестве «разминки» вначале используются простые игры с преобладанием движения и
экспрессивного выражения эмоций, например «палочка-выручалочка», «кошки-мышки», «жмурки»,
«урок физкультуры» и т. д. Главное в них эмоционально оживить детей, создать игровой настрой.
Затем применяются более сложные игры, развивающие гибкость воображения. Они начинаются с игр-
шуток в предметы, например ложку, вилку, тарелку, скатерть, стол, стул в сюжете «обед»; книжку, ручку,
стол, стул, часы в сюжете «домашние уроки» и т. д. Один из детей играет себя, в то время как другие
изображают названные предметы.
После игр-шуток воспроизводится обстановка кукольного театра. Двое или трое детей за ширмой
импровизируют в игре с куклами, надетыми на руку. Остальные вместе с врачом наблюдают
«спектакль», оживляя его отдельными репликами. Обычно дети играют с большим желанием, не
испытывая напряжения и страха. У большинства больных с логоневрозом при этом имеет место чистая
речь. Роли берутся по желанию, и не обращается внимание на характер их исполнения важен сам
процесс группового взаимодействия. Врач не принимает непосредственного участия в игре.
Спонтанные игры продолжаются до возникновения в группе необходимой сыгранности ее участников.
Показателем успешности объединения детей в группу является их совместная деятельность без
стимуляции со стороны врача, когда группа способна «обслужить себя» посредством спонтанной
коммуникативной активности своих членов.
О происходящих изменениях на данном этапе групповой психотерапии говорят следующие
высказывания родителей: «Заметила, что чем больше, как вы и советовали, водить ее по театрам, музеям,
выставкам, тем лучше она себя чувствует, тем счастливее становится. Появляется перспектива
завтрашнего дня, радость ожидания зрелища», «Ване очень нравятся занятия в группе. Он внутренне
освобождается от напряжений, вызванных школой и домом, начинает шутить, улучшается настроение, и
даже с экземой получше», «От контактов еще возбуждается, но стала веселее», «Выигрывается он на
занятиях до основания и ведет себя более раскованно», «Ждет с нетерпением дня, когда будет игровое
занятие», «Занятия для нее интересны», «Гордится похвалой врача».
Следующий этап групповой психотерапии рассказы, которые сочиняются дома и по очереди
рассказываются в группе. Они могут быть на любую тему. Число действующих лиц не должно
превышать числа участников группы. Продолжительность рассказа ограничена 1015 мин., что
|