больных к лечению, трудноконтролируемым поведением вследствие выраженной расторможенности,
психомоторной нестабильности и агрессивности, сниженным интеллектом.
Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности
посредством нормализации ее межличностных отношений. Она достигается при успешном решении в
группе задач личностной диагностики, терапии и обучения.
Личностная диагностика осуществляется в процессе наблюдения за взаимодействием детей в
различных групповых ситуациях. В случае, когда в группе воспроизводится общение детей в жизни, его
можно рассматривать как естественный эксперимент.
Собственно терапевтическая задача групповой психотерапии связана с эмоциональным
отреагированием конфликтных ситуаций в группе и дезактуализацией угрожающих образов в сознании
посредством их условного изображения в игре.
Снятие или уменьшение аффективно-тревожной напряженности в общении представляет
необходимое условие для решения основной задачи групповой психотерапии обучения, в которое
входят обучение навыкам адаптивного поведения, коррекция неблагоприятных черт характера и
достижение более адекватной социализации.
Недостаточная эффективность групповой психотерапии нередко зависит от неудачного подбора
больных, правильно же сформированная группа значительно повышает ее результаты. Наши
наблюдения позволили выделить два ведущих критерия формирования группы: 1) разнообразие
внутригрупповых связей при клинической и психологической совместимости ее участников; 2)
закрытый характер группы и отсутствие больных, проходящих повторный курс лечения. Разнообразие
внутригрупповых связей означает воспроизведение условий, напоминающих общение больных в жизни.
В группу включаются дети с разной тяжестью заболевания, разным возрастом, полом, темпераментом,
установками на коллектив и т. д. Тогда она, будучи моделью жизненных отношений, позволяет ее
участникам адекватно отобразить свои проблемы и конфликты и найти оптимальные пути их
разрешения.
В клиническом отношении совместимы больные с логоневрозом, неврастенией, неврозом
навязчивых состояний. Группа из больных с истерическим неврозом может стать неуправляемой ввиду
эмоционального расторможения и повышенных амбиций ее членов. Обычно дети с истерическим
неврозом в небольшом числе включаются в группу, основу которой составляют больные с
неврастенией. Больные с тиками (вне зависимости от их нозологической принадлежности) оказывают
неблагоприятное индуцирующее действие на остальных, поэтому лучше заниматься с ними в отдельной
группе. Как правило, тики устраняются в процессе предшествующей индивидуальной психотерапии. В
группе не должны преобладать дети с тяжелым течением невроза, массивными органическими
наслоениями и гиперактивностью, так как выраженная исходная психопатологическая отягощенность не
позволяет успешно развить терапевтически направленные отношения. Желательно включать в группу
несколько хорошо курабельных больных, создающих тем самым в ней определенный
психотерапевтический настрой.
Психологическая совместимость в группе достигается постепенным подбором участников в
процессе индивидуальной психотерапии, когда на прием одновременно назначаются несколько детей,
что позволяет выявить совместимые игровые диады и триады и включить их в состав будущей группы.
Подобный фрагментарный подбор группы облегчает ее последующую интеграцию ввиду наличия
готовых «ядер сплочения».
Возрастные границы групп (45, 57, 79, 911, 11 14 лет) отражают одинаковый уровень
социализации детей и позволяют использовать в педагогических целях возрастной пример. Число
участников в пределах малой группы (4 детей в 45 лет, 6 в 511 лет, 8 в 11 14 лет). Такой
состав делает группу управляемой, предупреждает распад на изолированные подгруппы и препятствует
дефициту ролей в игре. Кроме того, четное число членов группы способствует разделению на игровые
пары и вовлечению всех в игру. Чем больше возраст детей, тем меньше ограничений в возрастном и
количественном подборе группы.
Для реализации «терапевтического потенциала» группы и формирования коллективных
отношений необходим не только хорошо подобранный состав больных, но и определенная длительность
группового лечения, для того чтобы у ее участников возникли общие задачи, связанная структура
|