смягчение невротического состояния, доступные возрасту осознание и разрешение в основных чертах
внутреннего конфликта.
Успешность этой методики лечения зависит от профессиональной подготовки врача и его
личностных качеств, условий проведения психотерапии, правильного подбора больных, оптимальной
тактики руководства группой. Подготовка врача требует соответствующих знаний в области
психиатрии, психотерапии и социальной психологии и включает опыт педагогической и игровой
работы с детьми, знакомство с имеющейся практикой групповой психотерапии.
Врачу необходимо уметь объединять детей для выполнения поставленных задач и устранять у
них излишнее напряжение. В то же время ему нужно быть достаточно мягким, чтобы создавать в группе
атмосферу безопасности и принятия, и не только идти навстречу активности детей, но и уступать им в
некоторых вопросах.
Групповая психотерапия проводится в амбулаторных или стационарных условиях. В
амбулаторных условиях курс лечения осуществляется без отрыва от повседневной жизни детей, что дает
возможность непосредственно проследить его результаты и подключить к нему при необходимости
родителей, т. е. провести групповую семейную психотерапию.
Психотерапия в стационарных условиях оправдана при тяжелом течении неврозов, наличии
сопутствующей соматической отягощенности, неразрешимых семейных конфликтах в асоциальном
поведении взрослых членов семьи. Тем не менее некоторые дети аффективно-ранимо реагируют на
временную разлуку с родителями и не могут адаптироваться в больнице, что осложняет лечение и
подчас делает его безуспешным. В этом случае целесообразно проведение лечения в дневном
стационаре. Совместная психотерапия с родителями возможна только в амбулаторных условиях.
Групповые занятия могут проводиться в большом врачебном кабинете, зале для лечебной
физкультуры или конференций. Если имеется специальное помещение, оно оформляется для
дошкольников по типу игровой комнаты детского сада. На стеллажах и коврике находятся куклы и
маски, изображающие людей и сказочных персонажей, игрушечные предметы домашнего обихода,
макеты домиков, деревьев, различный материал для построек, рисования и лепки. Стены украшены
рисунками детей. На одной из них укреплено несколько больших зеркал. У школьников в игровом
помещении поставлены парты, доска для письма, т. е. воспроизводится обстановка учебного класса. На
заключительных этапах групповой психотерапии с целью самонаблюдения парты располагаются перед
заменяющим доску зеркалом. Использование одного и того же помещения для занятий облегчает
возникновение терапевтической атмосферы в группе.
Некоторые врачи считают препятствием для проведения групповой психотерапии отсутствие
специально выделенного времени. Однако даже группа из 6 больных позволяет, не нарушая
существующих норм приема, провести с ними часовое занятие.
Другим существенным фактором успешности групповой психотерапии является правильный
подбор больных с учетом клинических и психологических показаний, которыми для групповой
психотерапии являются характерологические и аффективные нарушения, возникшие или заострившиеся
при длительном течении невроза, создающие проблемы в межличностных отношениях и
препятствующие выздоровлению в процессе индивидуальной психотерапии. К ним можно отнести
неадекватный уровень притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, неверие в себя и свои
возможности, излишнюю застенчивость, скованность и неуверенность в общении, тревожно-
мнительные черты характера, зафиксированные в прошлом опыте фобии и т. д.
Приведем ряд высказываний родителей о проблемах детей перед началом групповой
психотерапии: «Неумение контактировать в обществе детей больше одного. Ревность, истерика, страх,
отказ играть со сверстниками, если присоединяется кто-нибудь еще». «После первого занятия была в
гостях у друга, который отказался с ней играть. Остро переживала измену, не могла найти место среди
детей, была в страшном напряжении. Все это совпало с отъездом отца. Сильно переживая и заикаясь,
рассказала мне, что девочки исключили ее из игры. Виновата я, это я два года отводила ее от ребят
нашего дома, все ждала когда она перестанет заикаться». «Мнительна. Болезни окружающих примеряет к
себе, плохо переносит незначительные боли и недомогания, при серьезной же болезни ведет себя
мужественно».
Противопоказания для групповой психотерапии обусловлены отрицательным отношением
|