Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 282 
Next page End  

себя другим членам группы, а, напротив, оказывая им поддержку.
Чередование руководства группой предоставляет возможность перехода к постоянному
руководству со стороны врача с целью достижения направленного психотерапевтического и
реадаптационного эффекта. Для этого теперь созданы необходимые условия: группа обладает развитой
социально-психологической структурой, отношения в ней носят реальный, близкий к жизни и
стабильный характер, имеют место сыгранность ее участников, выраженное чувство принадлежности к
группе и заинтересованность в лечении. Кроме того, врач достаточно хорошо изучил личностные
особенности детей, их сильные и слабые стороны, чтобы сделать успешным свое направленное
воздействие на группу.
Игры на темы, предложенные врачом, проходят в обратной последовательности: сказки,
условные и реальные ситуации, рассказы. Руководя игрой, он распределяет роли с учетом личностных и
клинических особенностей детей с целью воздействия на играющего характером изображаемого
персонажа.
При игре в сказки учитывается, что сущность сказочных персонажей неизменна: волк всегда
агрессивен, заяц труслив, лиса хитра и т. д. В реальных ситуациях роль командира говорит об
организаторских качествах и храбрости, учителя — о знаниях и т. д. Играя подобные роли, дети имеют
возможность лучше осознать свои достоинства и недостатки, преодолеть страх перед некоторыми из
реальных аналогов ролей. Последнее обусловлено вживанием в угрожающий образ, т. е. прямым его
изображением в игре. Например, страх перед образом Бабы-Яги устраняется, если дети в игре
перевоплощаются в этот образ, наделяя его соответствующими атрибутами поведения. Если они боятся
учителя, то снять этот страх помогает изображение не самих себя или сверстников, а учителя. В
рассматриваемых случаях происходит десенсибилизация к страху через психологический механизм
овладения и управления угрожающим образом, устранения ореола его недоступности, конкретизации в
сознании. Кроме десенсибилизации, терапевтический эффект обусловлен также отреагированием
эмоций.
Реадаптационный эффект групповой психотерапии достигается посредством воспроизведения
условных и реальных ситуаций общения с целью овладения навыками адаптивного поведения.
Условные ситуации применяются для выработки адекватных форм психологической защиты в
ответ на специально создаваемые модели группового конфликта, например при играх на следующие
темы: «ошибка», «неудача», «испорченный телефон», «взаимные психологические портреты»,
«обвинение», «доказательство», «оскорбление», «обида», «испуг» и т. д.
Темы для реальных ситуаций остаются такими же, как и раньше, но большее внимание уделяется
проигрыванию сюжетов, связанных с детским садом, школой и семьей.
Особенностью игр на данной стадии является их дублирование с переменой ролей. После
проигрывания какой-либо ситуации ее участники меняются ролями, и она воспроизводится снова, что
делает игру более разнообразной, позволяет детям лучше понять себя и друг друга, расширяет ролевой
диапазон общения. Врач в выбранной им роли может зеркально отражать нежелательные черты
характера одних детей (с целью их осознания), развивать положительные черты других, проецировать
некоторые стороны «я» участников группы, раскрывать их желания и потребности, создавать
проблемные ситуации общения, подсказывать способы их решения и т. д.
Методически игра строится следующим образом. Каждый из участников вначале рассказывает
присутствующим о своих затруднениях при общении со сверстниками и взрослыми. В некоторых
случаях ему могут быть подсказаны те или иные ситуации врачом и детьми. В игре рассказчик
изображает себя, а врач и остальные дети исполняют согласно его предписаниям роли значимых других,
сверстников и взрослых. Игра помогает лучше понять характер проблем главного действующего лица.
Затем роли меняются, и этим лицом становятся по желанию один из детей или врач,
показывающие приемлемый вариант поведения в данной ситуации, рассказчик же играет роль
значимого другого. В заключение проводится обратная перемена ролей, когда рассказчик снова
становится собой, будучи способным к адекватному взаимодействию с другими, т. е. быть собой среди
других, успешно преодолевая тем самым трудности общения и закрепляя навыки адаптивного
поведения.
В группах больных с логоневрозом и фобиями общения адаптация проводится и в реальных
Hosted by uCoz