условиях: в школе, магазине, библиотеке и т. д.
Таким образом, ролевая игра осуществляется в несколько приемов: актуализация проблемы, ее
разрешение и закрепление достигнутых результатов. Перестройка отношений у каждого из участников
игры происходит под воздействием не только врача, но и группы, что говорит о ее коллективной
ориентации.
Изменение отношений у некоторых членов группы может быть затруднено из-за наличия
неблагоприятных черт характера, в частности эгоцентризма в сочетании с прямолинейностью,
чрезмерной принципиальностью и тревожной мнительностью. Здесь требуется дополнительное,
направленное воздействие врача, опосредованное коллективным действием группы: в подобных
случаях ролевые игры завершаются драматизацией его рассказов, главное действующее лицо которых
напоминает своим характером одного из участников группы. Воспроизведение среди сверстников в
иносказательной форме неблагоприятных особенностей его характера является эффективным стимулом
для их осознания и перестройки.
У дошкольников и младших школьников рассказы врача разыгрываются в виде кукольного
представления. Находясь за ширмой с куклой, надетой на руку, врач ведет повествование от ее лица в
виде монолога или диалога с другими куклами, изображающими сказочных персонажей и людей.
Отличительной чертой игры является периодическое обращение главного персонажа к зрителям,
которые тем самым принимают в ней активное участие. Например, ежик спрашивает лису, почему он
так часто плачет. Лиса может уклониться от ответа или дать заведомо неправильный. Тогда
недовольный ежик обращается к зрителям, которые в данный момент представлены как различные
обитатели леса. Затем действие продолжается, и ежик встречается с другими персонажами, которые
советуют, как избавиться от плача. Он безуспешно пытается следовать их советам и вновь обращается за
помощью. Зрители предлагают различные варианты решений, иногда при этом споря друг с другом.
Высказывают свое мнение и дети, поведение которых в косвенной форме отображается в игре. Они,
самостоятельно или прислушиваясь к мнению других, находят правильное решение, что говорит об
обучающем характере игры. Некоторые из них по собственной инициативе подключаются к игре,
взаимодействуя в одной из ролей с персонажем врача.
У подростков применяется методика незаконченных рассказов на реальные темы, развязку
которых они должны придумать сами и воспроизвести в игре. В заключение проигрывается наиболее
приемлемый вариант. На главную роль назначается участник группы, поведение которого в
завуалированном виде воспроизводилось в рассказе. В личностно значимой роли он в той или иной
мере отражает групповые нормы адаптивного поведения, что является действенным способом
перестройки его отношений.
Таким образом, содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до
обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в
межличностных отношениях, а обучающие достижение более адекватной адаптации и социализации
детей.
Рассмотрим некоторые принципы ролевой игры, которая понимается как акт творчества и
самораскрытия, дающий возможность лучше понять себя и других, перестроить свои отношения. Для
этого она строится на основе импровизации как индивидуальной формы самовыражения, разнообразия
и смены сюжетов, их увлекательности и актуальности для детей.
Игра подразумевает условность и одновременно реальность происходящего действия.
Условность обеспечивается необязательностью грима, декораций и прочих театральных атрибутов.
Происходящее может быть подчеркнуто отдельными деталями, например, игрушечный домик,
поставленный среди играющих, означает, что действие происходит в нем; елочка олицетворяет лес;
линейка, лежащая на полу, символизирует дорогу; стул стену, препятствие и т. д. Реальность
создается вовлеченностью детей в игру и вхождением в игровой образ. Этому же способствует
отсутствие режиссерского контроля, назиданий и заученных реплик персонажей.
Главными в игре являются эмоциональная атмосфера, сыгранность участников и их спонтанная
активность. Она раскрывает эмоциональные и интеллектуальные резервы группы, когда имеет
завершенный характер. Дробление ее на короткие эпизоды и их обсуждения нарушают принцип
спонтанности в завершенности игрового действия. При наличии сложных, многоплановых сюжетов
|