они разыгрываются в течение нескольких занятий в виде отдельных серий. Ряд сюжетов на реальные
темы (например, «школа») проигрываются несколько раз, но это не означает их повторения ввиду
чередования ролей и импровизации диалогов.
Учитывая, что сценическая жизнь той или иной темы имеет свои пределы, она не
воспроизводится больше 34 раз. При большем числе воспроизведений появляются рутинность и
штамп. В этом плане имеет значение в продолжительность «чистой» игры. С одной стороны, требуется
какое-то время, чтобы она вошла в нужную колею и проиграла ее сюжет в законченном виде. С другой,
излишняя продолжительность приводит к насыщению и потере интереса к игре. Исходя из сказанного,
ее оптимальная продолжительность составляет 30 мин. у дошкольников и 45 мин. у школьников.
После снятия эмоциональной напряженности и улучшения процесса общения необходимо
укрепление и развитие ряда измененных в процессе болезни психических функций. С этой целью
используются игры, развивающие быстроту реакций, внимание, терпение, выносливость и
координацию. Наиболее употребительные темы для этих игр: «кто первый», «самый ловкий»,
«внезапные вопросы», «кегли», «ритмика», «игра с мячом», «бег по счету», «внезапная остановка» и т. д.
Они одинаково важны для детей любого возраста и у подростков носят более спортивный, но
доступный их возможностям характер. К тому же подобные игры вносят заметное разнообразие в
деятельность группы и представляют своеобразную игровую разминку перед обсуждениями.
Обсуждение представляет заключительный этап групповой психотерапии. Цель его состоит в
закреплении результатов лечения, дальнейшем расширении кругозора детей и развитии их
самосознания. В развернутом виде оно наиболее целесообразно у подростков. В доступной форме
обсуждаются такие вопросы, как отношение к себе и окружающим, автономия и зависимость,
ответственность и чувство долга, потребности и возможности, признание, дружба и т. д.
Динамику психотерапевтических изменений у детей иллюстрируют следующие высказывания
родителей: «В отличие от прежнего, когда панически боялась и не отпускала меня от себя, теперь сама
прогоняет меня домой, подолгу гуляет во дворе, легко вступает в контакт с незнакомыми детьми, лазает
по заборам, бегает по стройке, приходит домой очень довольная и усталая», «При неудаче уже не
бросает, как раньше, начатое дело со слезами и скандалом», «Лучше переносит ожидание», «Полностью
снялась расторможенность», «После игр стала менее упрямой, помогает взрослым», «Легче стало ее
уговорить, чаще уступает, нет прежней реакции на замечания и обидчивости», «В школу ходит с
большим желанием», «На вопрос, как отношения с мальчиками, стал отвечать оптимистично
нормально! Раньше же начинал ныть и жаловаться, что его обижают, дразнят и подшучивают над ним»,
«Когда раньше дочери задавали стихотворение, она плохо засыпала, ночью несколько раз просыпалась и
читала его вслух. Теперь спит спокойно, стихи не читает, в школу идет уверенно. Быстро освоилась в
новом классе. С ребятами сходится быстро, подходит к ним сама. По собственной инициативе носит
уроки заболевшим девочкам», «За летний период и первый месяц занятий в школе заметны сдвиги в
лучшую сторону, стал намного увереннее, исчезли истерики, научился владеть собой, сдерживать слезы.
Пытается защищаться, дает сдачи и даже защищает девочек».
Устранение в процессе психотерапии эмоциональных нарушений и перестройка отношений
участников группы представляют необходимое условие для ее сплочения на качественно новом уровне
коллективных отношений. В группе создается направление в виде терапевтической нормы, социально-
ценностных ориентации, коллективной взаимопомощи и чувства ответственной зависимости.
Социометрия, проводимая в третий раз, также подтверждает коллективный характер организации
группы. Плотность социометрических связей нарастает по критериям формального и неформального
выбора, что указывает на совместимость цели лечения с общением детей. Одновременно увеличивается
число взаимных и положительных выборов и уменьшается число отрицательных. Наиболее
благоприятная ситуация наблюдается в том случае, когда ведущие члены группы имеют лучшие
результаты лечения.
Рассмотренный процесс групповой динамики показывает его сложный характер и наличие ряда
последовательных фаз.
В первой фазе
ориентации группы
происходят эмоциональное объединение детей и
появление у них однородных устремлений. В этой фазе возможно возникновение критического периода
в жизни группы ее эмоционального расторможения.
|