как ее мать, оставив кота, отдала девочку на воспитание своим родителям. В конце «родительского
собрания» мнения присутствующих обычно разделяются. Большинство, особенно дети, считают, что
учительница слишком строгая, не прощает ошибок и с недоверием относится к самостоятельности
учащихся, что она просто не уважает их и пришла не по призванию в школу. Затем игра переносится в
семью. Вначале она связана со школой, затем отделяется от нее и затрагивает разнообразные проблемы
взаимоотношений родителей и детей. Как и в игре «школа», они поочередно изображают себя,
значимых лиц, друг друга и в конце снова себя. Чередование ролей позволяет играющим более
критически взглянуть на себя, сравнивая свое поведение с поведением изображаемых ими лиц.
В играх на тему «семья» показана методика, когда руководство группой осуществляют два разных
по полу взрослых. Один из них может быть психологом, родителем или средним медицинским
работником, прошедшим специальную подготовку. Принимая участие в игре вместе с родителями и
детьми, ведущие игру воспроизводят фрагменты их отношений, но без конкретного обращения к той или
иной семье. В то же время родителям и детям нетрудно узнать себя, так как они принимают
непосредственное участие в игре.
После показа приемлемых вариантов решения конфликтных ситуаций группа разделяется на
пары «взрослыйребенок». Игра в парах проводится одновременно, но на разные темы, предлагаемые
поочередно их участниками. Последние сами договариваются о том, кто будет исполнять роль
взрослого, а кто ребенка, но через некоторое время они должны переменить роли и снова проиграть те
же сюжеты. Ведущие игру взрослые не участвуют в ней, но при необходимости могут подойти к любой
паре и, взяв роль по ситуации, включиться в игровой диалог, оживляя его и придавая ему еще большую
остроту. В ряде случаев все пары разыгрывают одну и ту же ситуацию общения с последующим ее
групповым обсуждением.
При достижении согласованного взаимодействия в парах их участники меняются. В течение
нескольких занятий все дети и взрослые имеют возможность непосредственного общения друг с другом,
что улучшает их способность к взаимному диалогу. Когда в паре оказываются родитель и ребенок, то
характер их межличностного контакта заметно отличается от привычного для них общения дома. Они
лучше представляют себя на месте друг друга и чаще находят взаимоприемлемые решения. Если этого не
происходит, то в игровой диалог вступают ведущие игру, одни на стороне родителя, другой на стороне
ребенка. Выполняя вспомогательную роль, ведущие непосредственно не общаются между собой, но
создают в игре направление, которое позволяет участникам пары лучше понять друг друга.
Авторитарные родители обнаруживают стереотипные способы разрешения игровых ситуаций. В
этом случае ведущие работают отдельно с каждым участником пары. Один из них, работающий с
родителем, изображает его ребенка, а другой, играющий с ребенком, изображает его родителя. После
серии игровых сюжетов роли меняются. Поскольку игра происходит в двух обособленных диадах, то
родитель и ребенок не взаимодействуют между собой. Такое построение занятий делает их
последующий самостоятельный контакт более гибким.
Рассмотренная методика корригируемого парного взаимодействия отличается разнообразием
приемов. Действенным является использование диалогов по типу «обвинения и защиты» с целью
улучшения психологической защиты у детей в стрессовых ситуациях общения со взрослыми. В
постоянно меняющихся парах один придумывает обвинения и угрозы, например: «Вчера я видел, как вы
перешли улицу в неположенном месте», «Мне кажется, что вы думаете только о себе», и т. д., а другой
должен их удачно парировать. Затем они меняются ролями. Ведущие показывают примеры диалогов,
подчеркивая роль его участников. Спустя некоторое время игровые диады объединяются в триады, и,
постепенно увеличиваясь, подгруппы в конце концов сливаются в группу как целое, которая выполняет
роль «обвинителя», а в роли «защищающегося» поочередно находятся все ее участники, включая
ведущих игру.
Завершающий этап совместной психотерапии состоит из обсуждений особенностей характера и
поведения детей. Вначале обсуждения проводятся отдельно с детьми и взрослыми. Затем они по
очереди посещают друг друга, один из детей идет в группу взрослых, а его отец или мать в группу
детей. До посещения детей родитель делится с остальными участниками своей группы проблемами
отношений с ребенком. Тем самым ставится задача, которая обсуждается и решается уже в отсутствие
данного родителя. Взрослые в беседе с ребенком не указывают источника своих сведений о нем, так как
|