могут составить свое предварительное мнение в процессе совместных занятий. Необходимую
информацию они получают также из ответов ребенка на их вопросы, затрагивающие разнообразные
стороны его взаимоотношений, особенности характера, интересы и увлечения. Беседуя с ребенком,
взрослые подчеркивают положительные черты его характера, активность в лечении и полученные
результаты, выражают уверенность в успешном преодолении встречающихся трудностей и указывают,
возможные пути. В дружеской манере беседы нетрудно увидеть аналогию с предшествующими
семейными обсуждениями, проведенными врачом. Перестраивая отдельные стороны характера и
поведения детей, группа родителей является коллективным помощником врача, который участвует в
обсуждении наравне со всеми. При необходимости он с помощью соответствующих вопросов создает
определенную направленность обсуждений.
В группе детей вопросы к взрослому и содержание беседы с ним свидетельствуют о возросшем
уровне их социализации. Вопросы касаются подписки на журналы, посещения кино, театров, музеев,
наличия дома цветов, любви к животным, некоторых отношений в семье и т. д.
На заключительных занятиях обсуждения проводятся снова в объединенной группе детей и
родителей и направлены на закрепление достигнутых результатов. При этом наблюдаются высокая
активность, самокритика и дружеская поддержка ее участников. Сплоченный характер группы
выражается в желании ее участников встречаться после окончания лечения, с тем чтобы обсуждать
некоторые значимые для них вопросы и помогать друг другу. Поэтому в течение следующего учебного
года мы проводим по крайней мере ежемесячные встречи участников группы, во время которых также
решается вопрос о необходимости повторного, более краткого курса индивидуальной психотерапии,
включая гипнотерапию и назначение общеукрепляющих средств.
Для изучения динамики внушаемости детей и родителей в процессе групповой психотерапии
был применен модифицированный нами вариант теста М. Шерифа. В оригинальном виде тест
направлен на изучение процесса выработки групповых норм и основан на иллюзии движения
светящейся точки в темной комнате. Степень этой иллюзии регулировалась внушающим воздействием
врача: «точка движется вверх, вниз, по кругу, останавливается». Исследования производились в начале и
в конце групповых занятий. Полученные данные говорят об уменьшении внушаемости по отношению к
врачу как у детей, так и у родителей к моменту окончания групповой психотерапии, что указывает на
достижение в ее процессе большей степени личностной зрелости и способности к самоконтролю.
Для изучения изменений, происшедших в эмоционально-волевой сфере детей и родителей в
процессе групповой психотерапии, был использован 8-цветный тест Люшера. Анализ выбора цветов,
произведенного детьми в начале и конце групповой психотерапии, показывает улучшение в их
эмоционально-волевом состоянии, что согласуется с клинической динамикой. Уменьшаются
тревожность, общее беспокойство, появляется желание действовать, принимать решения, кажущаяся
безысходность личностной ситуации сменяется верой в возможность разрешения существующих
трудностей. У родителей изменения менее значительны. Можно говорить о появлении большей
инициативы в преодолении проблемных ситуаций у посещавших занятия матерей, желании изменить
некоторые из своих черт характера у отца. Как у матерей, так и у отцов в конце совместной с детьми
групповой психотерапии отмечаются критичность в восприятии конфликтной ситуации, поиск новых
решений межличностных проблем. Это подчеркивает патогенетический эффект групповой
психотерапии, ведущей к осознанию межличностных источников невротических проблем, адаптивной
перестройке отношений и неблагоприятно сформировавшихся черт характера. Наибольшие позитивные
изменения связаны с устранением тормозимых черт характера и фобий, увеличением
коммуникабельности. Подобная динамика подтверждает преимущественно активирующую
направленность групповой психотерапии.
В заключение следует отметить, что исследование эффективности групповой психотерапии в
процессе длительного катамнестического наблюдения выявило ее преимущество по сравнению с
индивидуальной психотерапией, прежде всего за счет меньшего числа рецидивов неврозов вследствие
более глубокой перестройки отношений больных в семье и коллективе. При оценке этих результатов
необходимо принять во внимание, что групповая психотерапия проводилась у детей с более тяжелым
течением неврозов, плохо курабельных в процессе предшествующей индивидуальной психотерапии.
Ввиду этого реальная эффективность групповой психотерапии выше индивидуальной не только по
|