данным катамнеза, но и при ее непосредственном окончании.
Приведем высказывания родителей в отношении итогов групповой психотерапии. «После 2-го
занятия лучше стал сходиться с ребятами, не боится подойти первым. Впервые без боязни пошел в
школу. После 12-го занятия все терпеливо выдержал у зубного врача, а раньше от страха не мог открыть
рот. Был очень доволен, что вы его похвалили и дали значок. После 13-го занятия боялся идти на
следующее, так как предстояла психологическая эстафета и он думал, что у него не получится, над ним
будут смеяться, останется без значка и т. д. После 14-го занятия остается один в квартире, не боится
ночью идти в туалет. Засыпает один. После 15-го занятия не боится неизвестного, спокойно идет в
школу, в том числе на урок физкультуры. Если раньше не подходил к незнакомым детям, то теперь делает
это спокойно. Прежде боялся кататься с гор, а теперь очень любит. После 20-го занятии перестал
болезненно реагировать на насмешки ребят. Ходит уверенно на физкультуру, даже хочет записаться в
секцию. Вскоре приехал отец после 6 мес. плавания. Заявил, что сын стал неузнаваемо хорошим:
общительным, небоящимся, спокойно разговаривает со взрослыми, без страха ходит в школу. После 25-
го занятия с большим желанием посещает секцию биатлона», «Прошло 6 мес. после окончания занятий.
За это время Андрей не сделал ни одной запинки. Во всех ситуациях, включая простудное заболевание,
когда волновался и расстраивался, речь оставалась плавной. Все страхи исчезли, даже трудно сказать, в
какой период это произошло. Были моменты, когда я, помня о боязни темноты, включала свет или
оставляла дверь открытой, так Андрей (ему 5 лет) смеется: «Что это, мама, ты думаешь? Выключай свет».
Я чувствую, как он расслабился, счастлив, что может теперь не бояться уколов и темноты. Полностью
прошла двигательная расторможенность. В поведении стал ровным», «За время игровых занятий
заметно улучшилось состояние дочери. Если раньше в конце четверти были срывы (навязчивые слова,
страхи, тики) и она не выдерживала ожидания перед контрольными, то две последние четверти
закончила спокойно. Прекратились страхи и навязчивые повторения, исчезли тики не волнуется перед
контрольными, не боится опоздать в школу, нет болезненной реакции на оценки. Без мук написала две
контрольные на отлично. Меньше теперь обращает на себя внимание. Появился обширный круг
знакомых. Любит играть с детьми. Сама приходит из школы, ездит в лифте, остается одна дома. Уроки
делает самостоятельно. Стала более уверенной в своих силах и выносливой», «Если вспомнить, как Оля
не спала раньше, всех изводила своими пробуждениями и страхами и невозможно при этом было ее
успокоить, и это длилось два с половиной года, то сейчас наша жизнь рай земной», «Этот год мы
прожили радостно, с каким-то боевым, бодрым настроением, с верой в будущее», «К положительным
сторонам группы следует отнести атмосферу доброжелательности, оптимизма», «Мой сын обратил
серьезное внимание на себя, имел возможность сравнивать, обрел уверенность, получил много новых
понятий и знаний», «Моя дочь стала меньше раздражаться при неудачах, возросли ее самостоятельность
и настойчивость в преодолении трудностей», «Мой сын критически и с большей ответственностью
теперь относится к своему поведению, повысился авторитет среди ребят, избран членом совета
дружины», «Мои отношения с дочерью изменились в сторону большего доверия и взаимопонимания,
появилось понимание ее характера, более широкое, чем раньше, и соответственно изменились в лучшую
сторону отношения с ней».
Своевременное и адекватное использование групповой психотерапии в качестве
патогенетически обоснованного метода лечения неврозов у детей предотвращает невротическое
развитие их личности и представляет собой эффективное средство профилактики неврозов у взрослых.
Средняя продолжительность семейной, индивидуальной и групповой психотерапии составляет
14 мес. Более продолжительного лечения, чем больные с неврастенией и истерическим неврозом (12
мес.), требуют больные с неврозом навязчивых состояний (16 мес.). Средняя продолжительность
лечения в 2,65 раза меньше средней продолжительности заболевания. Это статистически достоверное
различие подтверждает направленный эффект психотерапевтического воздействия, несводимый к
спонтанному выздоровлению больного.
Эффективность психотерапии изучена по данным катамнеза длительностью от 6 мес. до 14 лет.
Полное выздоровление отмечено у 30% больных, существенное улучшение у 45%, незначительное
улучшение у 12% и отсутствие эффекта у 13%, т. е. в 2/3 случаев достигается ощутимый
психотерапевтический эффект у больных с продолжительным и ранее резистентным к лечению
неврозом. Заметим, что под выздоровлением подразумевается не только устранение внешних признаков
|