придают ей должного значения, отказываются понять источники конфликта, что способствует
появлению его в дальнейшем.
Посредством методики «незаконченные предложения» выявляются конфликтные сферы
отношений в личности. Методика использовалась у 103 матерей и 77 отцов. У матерей упрямых девочек
более выражены конфликтные сферы отношений в семье и половой жизни. Конфликтная позиция
звучит и в отношениях к бабушке ребенка. Выше у матерей в семьях девочек и суммарный индекс
конфликтности (по всем сферам отношений вместе). Наблюдения показывают, что свои нерешенные
семейные проблемы мать переносит на дочь, непроизвольно блокируя эмоциональный контакт с отцом
и ревностно воспринимая ее нарастающее самоутверждение в женской роли. Заслуживает внимания и
то, что у отцов, считающих детей упрямыми, выделяются конфликтные отношения с противоположным
полом. Отчасти этим объясняется негативность в восприятии отцами «упрямого» характера дочерей,
напоминающего в чем-то характер супруги.
Заслуживающие внимания данные получены по опроснику PARI, раскрывающему отношение к
семейной роли и воспитанию детей (у 152 матерей). Матери упрямых мальчиков и девочек обладают
повышенной вспыльчивостью и раздражительностью (р<0,0005). Присущ им и отказ от выполнения
роли только хозяйки дома. Матери упрямых девочек, доминируя в семье, ограничивают ее внешнее
влияние.
Полученные результаты дают основание говорить о существенных клинических и личностных
отклонениях у родителей, оценивающих детей как упрямых. В известной мере родители неосознанно
проецируют свои личностные проблемы на детей и сами же аффективно на них реагируют. Получается
замкнутый круг, поскольку нарастающее ответное напряжение детей не находит выхода и способствует
развитию фазовых невротических состояний. Это еще больше осложняет отношения с родителями,
теперь уже жалующимися на неискоренимое упрямство или «дух противоречия», сидящий в их детях. В
более психологически сложной семейной ситуации в отношении упрямства оказываются девочки,
находящиеся в психически напряженном поле отреагирования обоими родителями своих личных
проблем. По мере понимания родителями источников одностороннего взгляда на детей, перестройки
отношений и семейной психотерапии проблема упрямства, казавшаяся раньше неразрешимой,
постепенно сходит на нет. Родители перестают жаловаться на упрямство детей, их оценки становятся
более сбалансированными и доброжелательными. Вместе с возрастающей способностью разрешать
конфликты это позволяет предотвратить самое серьезное осложнение «хронического упрямства»
развитие конфликтной структуры личности.
Своеобразие детей до заболевания неврозом
Своеобразие детей до заболевания неврозом, или преморбидные особенности, одно из
центральных понятий неврозологии. К данному разделу эпиграфом могло бы стать высказывание:
«Психология неврозов это психология человеческого сердца вообще» (Кречмер Э., 1927).
Преморбидные особенности оцениваются в зависимости от клинического и психологического опыта
специалистов. Некоторые из них приравнивают преморбидные особенности к акцентуации характера
или психопатическим изменениям; другие, наоборот, нивелируют даже те психологические проблемы
формирования характера и личности, которые нередко имеют место. Соответственно, есть тенденции
растворения неврозов в психопатиях, когда невротические реакции расцениваются как разновидность
декомпенсации психопатий (Бумке О., 1929; Ганнушкин П. Б., 1933). Имеются и попытки слияния
неврозов с нормой, когда различия между ними становятся неотличимыми (ортодоксальный
психоанализ). То же относится к конфликтным диспозициям, способствующим возникновению невроза.
Они считаются следствием имеющихся характерологических дефектов, вариантом нормы или
результатом неблагоприятного воздействия окружающей среды. Имеется точка зрения на совмещение
характера и ключевого переживания как ключа и замка (Кречмер Э., 1927). Часто наблюдается сочетание
характерологических особенностей (своеобразия) и неблагоприятной жизненной ситуации (Осипова Е.
А., 1932). Подобное сочетание существует и при так называемом «неврозе характера» (Ноrnеу К., 1937).
Объединяющим началом может быть и состояние невротической готовности (Буянов М. И., 1986).
|