Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 282 
Next page End  

придают ей должного значения, отказываются понять источники конфликта, что способствует
появлению его в дальнейшем.
Посредством методики «незаконченные предложения» выявляются конфликтные сферы
отношений в личности. Методика использовалась у 103 матерей и 77 отцов. У матерей упрямых девочек
более выражены конфликтные сферы отношений в семье и половой жизни. Конфликтная позиция
звучит и в отношениях к бабушке ребенка. Выше у матерей в семьях девочек и суммарный индекс
конфликтности (по всем сферам отношений вместе). Наблюдения показывают, что свои нерешенные
семейные проблемы мать переносит на дочь, непроизвольно блокируя эмоциональный контакт с отцом
и ревностно воспринимая ее нарастающее самоутверждение в женской роли. Заслуживает внимания и
то, что у отцов, считающих детей упрямыми, выделяются конфликтные отношения с противоположным
полом. Отчасти этим объясняется негативность в восприятии отцами «упрямого» характера дочерей,
напоминающего в чем-то характер супруги.
Заслуживающие внимания данные получены по опроснику PARI, раскрывающему отношение к
семейной роли и воспитанию детей (у 152 матерей). Матери упрямых мальчиков и девочек обладают
повышенной вспыльчивостью и раздражительностью (р<0,0005). Присущ им и отказ от выполнения
роли только хозяйки дома. Матери упрямых девочек, доминируя в семье, ограничивают ее внешнее
влияние.
Полученные результаты дают основание говорить о существенных клинических и личностных
отклонениях у родителей, оценивающих детей как упрямых. В известной мере родители неосознанно
проецируют свои личностные проблемы на детей и сами же аффективно на них реагируют. Получается
замкнутый круг, поскольку нарастающее ответное напряжение детей не находит выхода и способствует
развитию фазовых невротических состояний. Это еще больше осложняет отношения с родителями,
теперь уже жалующимися на неискоренимое упрямство или «дух противоречия», сидящий в их детях. В
более психологически сложной семейной ситуации в отношении упрямства оказываются девочки,
находящиеся в психически напряженном поле отреагирования обоими родителями своих личных
проблем. По мере понимания родителями источников одностороннего взгляда на детей, перестройки
отношений и семейной психотерапии проблема упрямства, казавшаяся раньше неразрешимой,
постепенно сходит на нет. Родители перестают жаловаться на упрямство детей, их оценки становятся
более сбалансированными и доброжелательными. Вместе с возрастающей способностью разрешать
конфликты это позволяет предотвратить самое серьезное осложнение «хронического упрямства» —
развитие конфликтной структуры личности.
Своеобразие детей до заболевания неврозом
Своеобразие детей до заболевания неврозом, или преморбидные особенности, — одно из
центральных понятий неврозологии. К данному разделу эпиграфом могло бы стать высказывание:
«Психология неврозов — это психология человеческого сердца вообще» (Кречмер Э., 1927).
Преморбидные особенности оцениваются в зависимости от клинического и психологического опыта
специалистов. Некоторые из них приравнивают преморбидные особенности к акцентуации характера
или психопатическим изменениям; другие, наоборот, нивелируют даже те психологические проблемы
формирования характера и личности, которые нередко имеют место. Соответственно, есть тенденции
растворения неврозов в психопатиях, когда невротические реакции расцениваются как разновидность
декомпенсации психопатий (Бумке О., 1929; Ганнушкин П. Б., 1933). Имеются и попытки слияния
неврозов с нормой, когда различия между ними становятся неотличимыми (ортодоксальный
психоанализ). То же относится к конфликтным диспозициям, способствующим возникновению невроза.
Они считаются следствием имеющихся характерологических дефектов, вариантом нормы или
результатом неблагоприятного воздействия окружающей среды. Имеется точка зрения на совмещение
характера и ключевого переживания как ключа и замка (Кречмер Э., 1927). Часто наблюдается сочетание
характерологических особенностей (своеобразия) и неблагоприятной жизненной ситуации (Осипова Е.
А., 1932). Подобное сочетание существует и при так называемом «неврозе характера» (Ноrnеу К., 1937).
Объединяющим началом может быть и состояние невротической готовности (Буянов М. И., 1986).
Hosted by uCoz