Подчеркивается, что преневротические характерологические радикалы формируются под воздействием
неправильного воспитания на основе того или иного типа темперамента (Гарбузов В. И. и др., 1977).
Наиболее распространено мнение о наличии у детей до заболевания неврозом определенных
особенностей, не играющих ведущей роли в их происхождении, но участвующих в патогенезе в качестве
одной из предпосылок или патопластического фактора (Мясищев В. Н., 1934; Симеон Т. П., 1958;
Сухарева Г. Е. и Юсевич Л. С., 1965; Захаров А. И., 1971). Вместе с тем невроз может возникнуть под
влиянием психотравмирующих условий жизни у детей, не отличающихся какими-либо особенностями
от сверстников (Мясищев В. Н., 1960; Adler A., 1928).
Более восприимчивы к психической травматизации дети впечатлительные, легковозбудимые,
пугливые (Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С., 1965). У них развито чувство «я» (Adler A., 1928), свойственна
интровертированность (Осипова Е. А., 1932). Интровертированность, склонность к фиксации на
неприятных переживаниях, «сложность» психики являются предпосылками для развития невроза, в то
время как примитивная, малодифференцированная психика, отсутствие глубины переживаний,
невысокий интеллект представляют условия, исключающие возможность сложных
гиперкомпенсаторных невротических образований (Бернштейн Г. И., Брайнина М. Я., 1933).
Подчеркивается сочетание повышенной восприимчивости, чувствительности и неуверенности в себе с
чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов (Александровская Э. М.,
1986). Выделяется перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, а также
аффективной инертности над аффективной пластичностью, создающий вязкие доминанты болезненных
переживаний. Это не исключает повышенной принципиальности лиц, заболевающих неврозами, для
которых характерна к тому же избирательная чувствительность к некоторым сторонам жизни,
вытекающая из истории развития. Предрасполагающим к невротической декомпенсации в характере
будет все то, что обостряет чувствительность, создает противоречия, прежде всего конфликты на
личной почве, и затрудняет их продуктивное преодоление (Мясищев В. Н., 1965).
Для обозначения преморбидных особенностей наиболее целесообразен термин «своеобразие»,
оттеняющий особенности темперамента, характера и формирующейся личности. Своеобразие
отличается от патогномоничных для психопатии акцентуаций характера. Чем больше степень
предшествующих неврозу изменений характера, тем менее он специфичен в нозологическом единстве.
Преморбидное своеобразие детей складывается из факторов следующего порядка:
эмоциональность. Проявляется в виде повышенной восприимчивости к радостям и печалям,
настроению окружающих лиц, склонности к переживаниям. Это создает чувствительность ко всякого
рода проблемам отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток внимания, любви и заботы,
излишне принципиальное отношение взрослых или неприятие сверстников;
непосредственность. Эти дети наивны и бесхитростны, им чужды ложь и лицемерие, игра и
фальшь, двойственность чувств и желаний. Если они плачут, то это слезы искреннего огорчения: если
радуются, то это неподдельная радость; если сердятся, то это гнев, а не наигранное возмущение. Будучи
достаточно внушаемыми по возрасту, они не конформны, т. е. не склонны говорить и поступать
противоположно своим мыслям и желаниям;
впечатлительность
как проявление эмоциональной памяти способствует
запечатлеваемости и фиксации многих, в том числе неприятных событий, когда ребенок долго помнит
обиду, оскорбление, страх, возвращается мыслями к пережитому и не способен легко, как большинство
сверстников, отвлечься и переключиться на новые цели;
импрессивность склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств
(переживаний). Родители говорят о таких детях: «все переживания держит в себе», «не склонен делиться
своими огорчениями», «если расплачется или обидится, то не сразу, а потом», «дочь сразу не показала
вида, что радуется нашему приезду, хотя очень соскучилась, но спустя некоторое время «повисла» на нас
со слезами радости», «сын 3 лет в детском саду неподвижно сидел на стуле, опасаясь сделать что-либо
не так, как того требовала воспитательница. Дома был подавленным, «страшно усталым», затем
становился возбужденным, чрезмерно подвижным и капризным, долго не мог заснуть вечером».
Импрессивность подразумевает отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на волнующие
ребенка события. Он как бы накапливает ее изнутри, исподволь, и выражает не сразу, а позже и то не во
всех случаях. Причем выражение отрицательных эмоций часто сопровождается чувством вины, иногда
|