раздражения, но не злости. В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений
несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно
подождать, дать известное время, чтобы психика созрела, чтобы ребенок стал таким, как все;
выраженность чувства «я». Заключается прежде всего в раннем осознании отличий себя от
окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности
самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны в
достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что реально удается редко. Они не
переносят повышенного, приказного и, тем более, раздраженного тона, оскорблений и физических
наказаний. В ответ на это обижаются, уходят в себя или (реже) плачут. Свойственна им и повышенная
чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т. е. отношению к себе. Им не просто
попросить прощения, отказаться от своих убеждений, подстроиться и быть не собой, играть не
свойственные роли. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте заметны обязательность,
исполнительность, развитое чувство долга, вины и стыда. Подчеркнут у этих детей и инстинкт
самосохранения, на что указывает не только большее число инстинктивно опосредованных страхов, в
том числе страхов смерти в последующие годы, но и чувство осторожности, предусмотрительности в
новых ситуациях, а также выраженный страх незнакомых людей в раннем возрасте. Эти дети не
игнорируют опасности, не бросаются куда-нибудь «сломя голову», вовремя останавливаются там, где
можно упасть, цепляются за мать при купании или поднятии на руках. От них не надо далеко прятать
острые предметы, они никогда не играют со спичками, и у них исключительно мало несчастных случаев
по собственной вине. Этим они кардинальным образом отличаются от детей с органически
обусловленным психопатоподобным или психопатическим (возбудимого круга) поведением,
демонстрирующих отсутствие осторожности и страхов, импульсивность, безрассудство, игнорирование
опасности и как следствие большое число несчастных случаев;
беззащитность. Как антипод агрессивности она звучит главным образом в общении со
сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи», ответить на оскорбления. Он
теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою
неспособность влиять на исход событий. Всем этим умело пользуются сверстники с психопатическими
чертами характера, безошибочно выделяющие детей, неспособных защитить себя, чтобы покуражиться
над ними, угрожать и запугивать, использовать для отреагирования своих агрессивных чувств.
Беззащитность, как и выраженность чувства «я», импрессивность, многоплановое по своему генезу
психологическое образование. Это и проявление добродушия отсутствия злости, агрессивности,
деструктивных реакций и установок. Это и повышенная эмоциональная чувствительность, нежность и
ранимость, склонность к развитию защитного торможения. Имеют значение также повышенная
чувствительность к боли и общая физическая ослабленность;
гуманистическая направленность формирования личности представляет комплекс таких
характеристик, как честность, дружелюбие, сострадание, жалостливость, чувство долга и вины,
стремление соответствовать групповым, социально-приемлемым стандартам и нормам. В какой-то мере
это говорит и об альтруистической стороне личности. Действительно, эти дети переживают «за все и
всех», воспринимают чужую боль как свою и нередко принимают удар на себя в прямом и переносном
смысле слова. Родители говорят о них: «даже муху убитую принесет», «если у него появился друг, то это
на всю жизнь», «не может себя защитить, но способен защитить другого, хотя за это ему часто попадает».
Обращает внимание и отсутствие негативных чувств к родителям даже при наличии конфликта, криков,
оскорблений и физических наказаний. Это не исключает переживаний детей, которые к тому же боятся
наказания или осуждения со стороны родителей. Типичным в рассматриваемом аспекте будет ответ
девочки 5 лет на вопрос о том, боится ли она заболеть: «Сама я не боюсь заболеть, но мне плохо, когда
заболевает кто-либо из родителей, потому что я жалею своих родителей».
Своеобразие детей, заболевающих впоследствии неврозами, обусловлено такими
характеристиками темперамента, как эмоциональность и впечатлительность; характера как
непосредственность и импрессивность, выраженность чувства «я»; личности как беззащитность и
гуманистическая направленность.
В преморбидном своеобразии детей можно заметить наличие некоторых контрастных сторон.
Это прежде всего сочетание эмоциональности, непосредственности и присущей этим детям
|