Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 282 
Next page End  

негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми.
Главным патогенным аспектом отношения родителей является то, что они непроизвольно
используют детей для разрешения своих личностных проблем и кризисных ситуаций в семье. Здесь и
одностороннее привязывание ребенка к себе, предотвращающее страх одиночества, и конфликтное
неприятие в нем черт темперамента и характера другого родителя, гиперопека, уменьшающая чувство
беспокойства, эффективность в обращении с детьми, разряжающая эмоциональное напряжение
родителей.
Особое значение приобретает паранойяльный настрой родителей, имеющий своими
предпосылками авторитарные черты личности прародителей (в основном у бабушки ребенка по линии
матери) и общие с прародителями гиперсоциализацию, сензитивность, тревожность. Если
гиперсоциализация и сензитивность в той или иной мере присущи обоим родителям, то тревожность —
преимущественно матери, отцу же более свойственна мнительность. Вместе это образует тревожно-
мнительную констелляцию черт характера родителей.
В плане воспитания авторитарность прародителей сказывается у родителей безоговорочным
навязыванием своего мнения, гиперсоциализация — чрезмерной принципиальностью в отношениях с
детьми, сензитивность — склонностью к образованию рудиментарных идей отношения в виде
недоверчивости и настороженности к собственному опыту ребенка, к влиянию на него сверстников и
воспитателей, повышенной обидчивости во взаимоотношениях с ним, ревности к вниманию другого
родителя. Тревожность звучит в защите ребенка от невротически воображаемых опасностей,
мнительность — в ритуально-педантичном предопределении его образа жизни. Чем выше тревожность
матерей и чем они старше по возрасту, тем больше тревожность у детей, клинически проявляемая
неврозом страха и неврозом навязчивых состояний. В то же время пунктуальность и педантичность
отцов коррелируют со степенью выраженности У детей психомоторных расстройств (в первую очередь
навязчивых тиков).
Невротическая, большей частью тревожная, основа паранойяльного настроя мотивирована
травмирующим жизненным опытом родителей в прошлом, низкой степенью их самопринятия в
настоящем и стремлением предотвратить подобный опыт у ребенка в будущем. В итоге паранойяльный
настрой родителей представляет собой не только характерологическое, но и невротическое образование
в их личности, являясь сплавом этих образований в изученных нами трех поколениях семьи.
Основная патогенная роль паранойяльного настроя родителей заключается в недоверии к
возможностям ребенка, его опыту формирования «я», что приводит к непринятию его
индивидуальности, несоответствию требований и ожиданий родителей реальным возможностям детей,
их возрастным потребностям, наиболее адекватному для них ритму и темпу психического развития.
Недоверие к формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие
воспитания возрастным возможностям и потребностям развития вместе с конфликтными отношениями
в семье представляют собой главные психотравмирующие аспекты существования детей в семье.
Навязывание родителями своей характерологически и невротически измененной «я-концепции»
и возникающий вследствие этого внутренний конфликт у детей составляет сущность психогенного
механизма происхождения их невроза, когда они воспринимают навязываемый опыт как
неестественный для них, несовместимый с возможностями и потребностями развития и отличающийся
от норм общения, принятых среди сверстников, т. е. от «я-образа» — представления о себе, с точки
зрения других. Навязанный и тем более внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Его
можно пережить или, как это происходит в изучаемых нами случаях, переболеть им, когда он, подобно
инородному телу, может быть отторгнут посредством невроза, выражением чего является аффект —
эмоциональное расстройство.
В психологическом отношении невроз — парадоксальное средство решения проблем, реактивно-
защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка избавиться от них и обрести душевное
равновесие. Неосуществимость такой попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и
личностный регресс. Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности
развиваются недоверчивость, настороженность и страх, представляющие собой неадекватную форму
приспособления к действительности, основу для тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного
развития их личности и создающие среди сверстников мнение о таких детях как о «недотрогах».
Hosted by uCoz