Итак, психогенные изменения формирующейся личности детей обусловлены неудачно и
драматически переживаемым опытом межличностных отношений, отсутствием возможности создания
приемлемой «я-концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-
чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». Подобный психогенно
искаженный образ «я» отличается от сложившегося образа «я», идеального стандарта и стандарта
культуры и свидетельствует о невротической дезинтеграции процесса формирования личности ребенка,
его маргинальной, противоречивой внутренней позиции. Невротическая дезинтеграция «я»
переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и
оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем как несоответствие нормам общения, принятым
среди сверстников. Неразрешимый характер этого внутреннего противоречия как источник постоянной
аффективной напряженности и беспокойства декомпенсирует защитные силы организма, его активность
и жизненный тонус. В этих условиях нарастает аффективная непереносимость сложных жизненных
ситуаций, обусловленная психотравмирующим жизненным опытом, беспокойством и страхом
изменения «я» и проявляющаяся тревожно-мнительным, аффективно-нетерпеливым и защитно-
эгоцентрическим стереотипом личностного реагирования.
В результате невроз как болезненно-защитная форма реагирования на аффективно переживаемые
и неразрешимые проблемы развития, выражения и признания своего «я» снижает творческий,
эмпатический потенциал личности, осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет дальнейшее
принятие ролей.
Ключевыми вопросами патогенеза являются тесно связанные между собой паранойяльный
настрой родителей, страх изменения «я» у детей и неразрешимая для них проблема «быть собой среди
других». Если паранойяльный настрой родителей проявляется недоверием к детям, то следствием этого
будет недоверие детей к себе, выражающееся неуверенностью в своих силах и возможностях. Неверие в
себя, иначе низкий уровень самопринятия, порождает недоверие к другим, к новому опыту,
неспособность к переменам, что находит свое отражение в страхе изменения «я». Недоверие к себе
(неуверенность) и недоверие к другим (страх изменения «я») создают неразрешимую для личности
проблему «быть собой среди других».
Основанная на патогенезе неврозов психотерапия направлена на восстановление и укрепление
психического единства личности в процессе семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.
Задача семейной психотерапии заключается в восстановлении функционального единства семьи
посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов. В первую очередь это
относится к родителям, психотерапия у которых проводится одновременно с психотерапией у детей.
Вместе с формированием оптимального настроя родителей на лечение, изменением их взглядов на
воспитание и сотрудничеством с врачом в разрешении ряда семейных проблем это создает
необходимые предпосылки для психотерапии детей.
Задача индивидуальной психотерапии состоит в достижении психического единства и
актуализации возможностей развития посредством перестройки отношений, разрешения внутреннего
конфликта, устранения блокирующих личностное развитие страха изменения «я», неуверенности в себе
и болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма. Действенность
психотерапевтического вмешательства, включая внушение, объясняется принципиально обратимым
характером невротических расстройств, когда усиление здорового «я», адаптивных систем организма в
процессе психотерапии сопровождается ослаблением и отторжением болезненного «я», клинических
проявлений невроза, укрепляя тем самым ядро личности и ее психическое единство. Интеграции «я»
способствует доверие врача и родителей к больному. Вместе с улучшением самочувствия это развивает
доверие к себе и отзывчивость к другим, что создает веру в себя, выражаемую уверенностью в своих
силах и возможностях, решительностью в действиях. В результате индивидуальной психотерапии
развивается умение контролировать чувства и владеть собой.
Необходимым условием для проведения групповой психотерапии является позитивная динамика
личностных изменений при индивидуальной психотерапии ввиду улучшения нервно-психического
состояния больного, в первую очередь уменьшения возбудимости, астении и психомоторных
расстройств, разрешения в основных чертах внутреннего конфликта, развития доверия к себе и
уверенности в своих силах. Задача групповой психотерапии заключается в укреплении психического
|