единства личности посредством нормализации межличностных отношений. Обучающей моделью
адаптивного взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая вначале из
сверстников, а затем из сверстников и взрослых.
В рассматриваемом значении психотерапия означает не возврат к прошлому, а свободу от его
посягательств на настоящее и будущее снятием зафиксированных в прошлом опыте страхов и тревог,
уверенность в себе и одновременно в своей способности соответствовать другим, быть среди них. В
этом плане особое значение приобретает коррекция недоверия родителей к детям (в процессе семейной
психотерапии), недоверия детей к себе (в процессе индивидуальной психотерапии), недоверия к
другим, выражаемого страхом изменения «я» в процессе групповой психотерапии, что приводит к
разрешению личностной проблемы «быть собой среди других».
Таким образом, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представляет стадии
единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и
укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье (семейная
психотерапия), разрешения внутреннего конфликта (индивидуальная психотерапия) и налаживания
отношений со сверстниками (групповая психотерапия). Итогом психотерапевтического процесса
является нормализация психического функционирования и актуализация возможностей личностного
развития в социальном контексте отношений.
Без оказания соответствующей психотерапевтической помощи психогенные нарушения в
формировании личности детей становятся устойчивыми, эгоцентрически заостренными и
тормозимыми чертами характера, что способствует появлению у них в дальнейшем под влиянием тех
или иных жизненных трудностей аффективно неразрешимых проблем общения и понимания других
людей, которые, в свою очередь, могут оказывать неблагоприятное воздействие на взаимопонимание в
браке и воспитание детей. Разорвать этот замкнутый круг можно только широким комплексом
социальных, медико-педагогических, психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий,
включая дальнейшее развитие специализированной Службы семьи и организацию направленной
психотерапевтической помощи детям и подросткам.
Литература
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
Асатиани Н. М. Психотерапия невроза навязчивых состояний. В кн.: Руководство по
психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. М., 1974, с. 189-197.
Балинский И. М. Лекции по психиатрии. Л., 1958.
Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма. В кн.: Руководство по
психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979, с. 2443.
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб 1909.
Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. СПб., 1912.
Блей Е. А. Психогении в раннем детском возрасте. Журн. невропатол. и психиатр., 1940, в. 12,
с. 5661.
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
Булахова Л. А., Уманская Н. М., Кузнецов В. Н. Роль психогенных факторов и резидуально-
органической церебральной недостаточности в возникновении заикания. В кн.: 4-й симпозиум
детских психиатров социалистических стран. М., 1976, с. 2126.
Бурно М. Е. Внушение и самовнушение. В кн.: Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е.
Рожнова. М., 1974, с. 8490.
Буянов М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и
подросткам. В кн.: Материалы 3-й Всеросс. конф. по неврологии и психиатрии детского возраста.
М., 1971, с. 189-191.
Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные
методики). М., 1976.
Буянов М. И. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте. Методические рекомендации. М.,
|