единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и
занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на
воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у
родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг,
разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной
психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.
Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение
неврозов у детей. Цель написания книги состоит в освещении главным образом малоизученных или
нераскрытых сторон проблемы неврозов у детей с использованием клинико-психологического подхода.
Представленные в книге данные получены на материалах обследования и лечения 356 детей и
подростков с неврозами в возрасте до 15 лет за период 19681985 гг. Распределение больных на
приеме по диагнозам было следующим: неврастения 50%; невроз страха 23%; невроз навязчивых
состояний (в тексте для краткости обсессивный невроз) 15%; истерический невроз 12%.
Глава 1. Исходные понятия
Дефиниция
Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона
заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в
1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития
личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических
расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою
действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз
это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно
разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности,
вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения
потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и
продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию
личности (Мясищев В. П., 1960). В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы
как на психогенные заболевания личности (Карвасарский Б. Д., 1980).
В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе
как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской
тревоги (Klein M. et al., 1966). В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой
компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства (Adler
A., 1928). В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык
неприспособленного поведения, приобретенный путем научения (Wolpe J., 1958). Крупнейший
зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrnеу определяет невроз как психическое
расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в
конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от
общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения это проявление заторможенного
процесса самореализации (Horney К., 1950).
Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием
психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных
существенных для него переживаний (Мясищев В. Н., 1955). Они могут обозначаться как внутренний
или невротический конфликт (Ноrnеу К., 1945). Связь невроза с психотравмирующей ситуацией
позволяет считать его принципиально обратимым состоянием (Мясищев В. Н., 1960).
Эпидемиология неврозов
|