(паранойяльный настрой). Таким образом, личность родителей детей, испытывающих большое
количество страхов, изменена более значительно, чем личность родителей детей с меньшим числом
страхов. Эти изменения касаются главным образом эмоционально-депримированного фона настроения,
конфликтности, склонности к соблюдению излишней дистанции в отношениях. К перечисленному
следует добавить у матерей снижение побудительной активности и затруднения в межличностных
контактах; у отцов недоверчивость и подозрительность.
Сравнение профиля у матерей при неврозах страха у детей и остальных неврозах показывает
достоверно высокие различия по 4-й шкале, т. е. матери боязливых детей более импульсивны и
конфликтны, у них больше проблем в отношениях с окружающими.
Помимо профиля, анализировался ряд дополнительных шкал MMPI. У матерей девочек и отцов
мальчиков с неврозом страха по сравнению с родителями детей с другими неврозами достоверно более
выражены такие шкалы, как тревожность, зависимость, общая личностная изменчивость
(нестабильность), повышенный контроль за окружающим и плохая приспособляемость. Наличие этих
характеристик подчеркивает большее патогенное влияние на детей в плане страхов со стороны родителя
того же пола, с которым обычно идентифицирует себя ребенок.
Страхи при неврозах не только преобладают в суммарном выражении, но и более аффективно
насыщены по сравнению с нормой. Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в
котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти страхи более часто, чем в
норме, отражают наличие аналогичных страхов у родителей, повышенную чувствительность и
впечатлительность детей, их беззащитность. Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями
детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная
ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической
защиты. Тогда страхов больше и они менее склонны к естественному для того или иного возраста
угасанию.
Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста,
указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер
опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова. О тревожности могут говорить
положительные ответы на три вопроса одновременно: о наличии страха опоздания, страха сделать что-
либо не так, не то из страха не успеть (не закончить вовремя). В младшем школьном возрасте
тревожность может сопровождаться навязчивыми опасениями, свидетельствуя о недоверии к себе и
неуверенности, т. е. о непрочности «я», его внутренней противоречивости. В подростковом возрасте
появляются все более частые колебания в выборе решения, сомнения в правильности своих действий.
Так формируется тревожно-мнительный настрой при неврозах. Подобный настрой еще не является
устойчивым характерологическим образованием, изменяясь в ту или иную сторону под влиянием
конкретных жизненных обстоятельств и психотерапевтического вмешательства. Одновременно с
развитием тревожно-мнительного настроя заметно уменьшается количество страхов за счет их
кристаллизации и навязчивого прорастания в виде фобий. Последние представляют характерный
пример так называемых невротических страхов, имеющих качественно новое патологическое звучание в
клинической картине невроза.
К невротическим можно отнести и страхи, вырастающие из аффективно заостренных проблем
личностного развития и являющиеся одними из ведущих мотиваций внутреннего или психологического
конфликта при тех или иных нозологических формах невроза.
В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх «быть никем»,
основанный на выраженной в этом возрасте потребности в эмоциональном признании и поддержке со
стороны близких для ребенка лиц, к которым он привязан. Страх «быть никем», не представлять, не
значить в оценках и отношениях окружающих имеет своим источником характерный для данного
возраста страх одиночества, т. е. эмоциональной и социальной изоляции. Это страх быть отвергнутым,
лишиться поддержки, быть ни с кем, наедине со своими беспокоящими (волнующими) проблемами,
опасениями и страхами, от которых нет защиты и которые нарушают внутреннюю целостность, чувство
своей ценности, уверенность в своих силах и возможностях. Беспокойство ощущается наиболее остро,
когда ребенок остается один, в темноте и в замкнутом пространстве комнаты, как это бывает при
засыпании. Тогда охватывающее его чувство бессилия, страха, ужаса перед воображаемыми чудовищами
|