Типичным для подросткового возраста является невротический страх «быть не собой», т. е.
быть болезненно измененным, не способным владеть собой и контролировать чувства. Страх «быть не
собой» или страх изменения представляет одну из главных мотиваций внутреннего конфликта при
обсессивном неврозе (от франц. obsession навязчивая идея, одержимость). Навязчивые идеи и страхи
воспринимаются как несовместимые с «я», чуждые сознанию, как одержимость. Страх «быть не собой»
звучит и в страхах заражения (проникновения), бешенства, сумасшествия, изменения физического
облика (уродства, в том числе из-за избыточной массы тела), в ряде случаев в боязни чужого взгляда,
наговоров, гипноза и приема психотропных веществ.
В норме страх изменения воплощается у дошкольников в подчеркнутых страхах Бабы Яги, Кощея,
у младших школьников в виде страха Пиковой дамы. Все эти персонажи способны внезапно изменять
свой и чужой облик, превращаться в кого-либо, заколдовывать, насылать несчастье, наговаривать
плохое. В младшем школьном возрасте подобным значением может обладать и образ черта, в
подростковом беса. И бес, и черт образы, созданные человеком для отделения всего
отрицательного, неприличного, постыдного с точки зрения социально приемлемых норм поведения.
Вместе с тем они своеобразная форма рационализации отвергаемых с социальной точки зрения
действий и поступков, когда говорят: «в нем черт сидит», «бес попутал» и т. д.
У детей и подростков с различными клиническими формами неврозов страх изменения
возникает вначале от ощущения непроизвольного характера происходящих с ними болезненных
изменений. Переживая свое плохое самочувствие, неспособность временами контролировать чувства,
как и непроизвольный характер страхов, они не могут осознать причины болезненного состояния, как и
предсказать его течение в дальнейшем. Неспособность владеть собой означает разрыв между желаниями
и возможностями их реализации. Подобная преграда вызывает чувство бессилия и безотчетного
беспокойства, ассоциируемого с действием ирреальных, бессознательных или потусторонних сил. Они
же являются символом pathos болезненных, неуправляемых изменений. В немалой степени из-за
страха изменения «я» подростки с неврозами не курят, не употребляют алкоголь, поскольку для них
мучительно восприятие себя как еще более неспособного контролировать чувства и соответствовать
общепринятым нормам поведения. В этом они кардинальным образом отличаются от сверстников с
психопатическими чертами характера, у которых ослаблен или извращен инстинкт самосохранения и
которые испытывают чувство удовольствия, так называемого «кайфа», от ощущения своей физической и
психической измененности. Колее того, больные неврозом подростки боятся, что вследствие
нарастающего психического напряжения, расстройства соматических функций они могут не выдержать,
«сломаться», сойти с ума, т. е. они боятся, что с ними может что-то случиться, произойти непоправимое
в максимальной мере это смерть или необратимые физические и психические изменения.
Страх «быть не собой» это одновременно и страх быть другим обезличенным, лишенным
самосознания, индивидуальности и самобытности. Подобный страх патологической трансформации «я»
всегда сопряжен со страхом потери человеческого облика, поскольку это означает быть посмешищем в
глазах окружающих, вести себя нелепо, не так, как нужно, как следовало бы. Следствием этого будет
страх отсутствия признания, групповой поддержки, как и страх быть изгоем и отвергнутым. Таким
образом, в мотивации страха «быть не собой» присутствуют страхи «быть ничем», «не тем» и «никем».
Как и страх «быть ничем», страх «быть не собой» в большей степени представлен у детей с выраженным
инстинктом самосохранения. Страх «быть не собой» указывает на наличие психологического барьера,
разделяющего «я» и «не я», существование защиты «я» от поглощающих, трансформирующих психику
чуждых сил. Подобная система психической несовместимости является в своем исходном значении
природным защитным механизмом, укрепляющим чувство цельности и неповторимости «я», его
индивидуальность.
При длительном течении невротического заболевания создается угроза потери внутреннего
единства, цельности «я», нарастают препятствия на пути самовыражения, реализации своих
возможностей и потребностей, общения со сверстниками. Это вызывает прогрессирующее чувство
страха как ощущения необратимости происходящих изменений. Постоянное чувство беспокойства,
испытываемое по этому поводу, в ряде случаев усиленное каким-либо испугом, аффективно заостряет
инстинкт самосохранения, проявляющийся страхом «быть не собой». В результате вместо наивности,
внушаемости, доверчивости формируются упрямство, эгоцентризм, недоверчивость и настороженность
|