ритм речи и способность логически мыслить. У младших школьников типичным выражением страха
«быть не тем» не только при неврастении, но и при неврозе страха будет торможение, реже
возбуждение, при неожиданных вопросах, ответах на неподготовленную тему. В этих условиях легче
проявляются заикание, тики, возможны рефлекторные позывы на низ, мочеиспускание, спазмы в виде
комка в горле, болей в животе, икота, кашель, нарушения дыхания. В подростковом возрасте характерна
застенчивость (смущаемость) при новых контактах, объяснениях, ответственных выступлениях,
проверках и экзаменах. Спектр вегетативных проявлений страха (беспокойства) может быть таким же,
как и в младшем школьном возрасте. Вместе с тем нарастают вегетососудистые реакции типа
покраснения, прилива или озноба, головокружения и полуобморочных состояний. Все эти реакции
отсутствуют в привычных условиях общения. Нередко торможение при ответах и застенчивость в
контактах указывают на гипертрофированное чувство стыда, вины, опасения позора и социального
неприятия, т. е. на страх быть не таким, как все. Это может иметь место при неврастении, неврозе
страха и обсессивном неврозе. Объединяющим звеном будет тревожность, нарастающая в подростковом
возрасте более активно, чем в норме.
В качестве примера приведем историю мальчика 8 лет с диагнозом «неврастения». Родителей
беспокоили неустойчивость его настроения, раздражительность, повышенная обидчивость и
плаксивость, быстрая утомляемость и головные боли к концу дня. Будучи эмоционально
чувствительным и впечатлительным, много волновался, переживал, легко расстраивался, испытывал
страх перед неизвестным и растерянность в новой обстановке, с трудом переносил ожидание. Летом
наступало улучшение состояния, но осенью все начиналось снова.
Из анамнеза известно, что роды были в срок, без осложнений, грудное вскармливание в
течение 2 мес. (мастит). Был несколько беспокойным в первые месяцы жизни. Развитие шло
соответственно возрасту. Посещает обычную и музыкальную школу, учится хорошо, устает от шума.
Мать ежедневно контролирует уроки, заставляя переписывать все заново при любой ошибке. Оба
родителя много беспокоятся, часто угрожают наказанием и срываются на крик при малейшей
оплошности. Мальчик боится, а точнее опасается, сделать что-либо не так, как следует, ошибиться,
сказать не то, попасть впросак, не успеть, опоздать, т. е. имеются опасения не справиться, быть не тем, о
ком говорят хорошо, кого ценят, любят и уважают. Подобное невротическое заострение чувства
ответственности является отзвуком гиперсоциальных черт характера родителей, тревожности матери и
мнительности отца и в немалой степени чрезмерного психологического давления родителей по
поводу домашних уроков и занятий музыкой. При этом нужно делать все точно, правильно, вовремя,
безукоризненно, следуя нетерпеливым, принципиально-строгим и одновременно беспокойным
требованиям родителей. Будучи часто недовольными и сердитыми при неудаче или затруднении в
осуществлении требований, они забывали своевременно похвалить и ободрить сына, как и быть
непосредственными и жизнерадостными в отношениях с ним.
Происхождение страхов мальчика в новых ситуациях общения станет более понятным при
углубленном изучении раннего анамнеза. Когда ему было 8 мес., родители переехали вместе с ним в
другой город, что создало значительную нервно-психическую нагрузку в этом возрасте, связанную с
ломкой сложившегося стереотипа и беспокойством в присутствии новых лиц. В то же время его
поместили в больницу с энтероколитом, где он пробыл почти месяц без матери. По возрасту это
совпадает с появлением страха при посторонних, незнакомых взрослых, к тому же причиняющих боль
(процедуры, инъекции). В 1,5 года мать пыталась отдать его в ясли, где он сразу заболел и до школы
оставался дома с попеременно работающими родителями и приходящей бабушкой. Поскольку
продолжал часто болеть и в последующие годы, то мало общался со сверстниками. В 6 лет перенес
операцию удаления аденоидов (в возрасте, когда максимально представлен страх смерти). После этого
стал панически бояться пожара, что имеет своей подоплекой все тот же страх смерти при пожаре
можно сгореть, исчезнуть.
Следовательно, страх, испытываемый мальчиком в новом месте, представляет сумму различных
мотиваций, начиная от страха непредвиденных событий (отраженного травмирующим опытом
госпитализации и операции) и кончая внушенными родителями опасениями не успеть, сделать не так,
как следует, как нужно. Налицо и риск развития неуверенности, нерешительности, навязчивых опасений
и сомнений, напоминающих тревожность матери и мнительность отца.
|