воображаемых, но жизненно обусловленных угроз. И здесь патологическую роль сыграло не только
тревожно-мнительное отношение матери и бабушки, но и отсутствие адекватной модели ролевой
идентификации с отцом, к тому же не имеющим контакта с сыном в последние годы.
Типичным у детей с неврозами младшего школьного возраста будет страх «быть не тем», т. е.
не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц. Это страх сделать не
так, как нужно, не то, что следует, т. е. страх ошибки, неудачи, поражения, своей несостоятельности в
представлении окружающих. С одной стороны, это и страх быть не тем, кто получает признание,
одобрение, кто соответствует групповым стандартам, т. е. страх порицания, осуждения и наказания,
потери расположения других и тем самым страх социальной изоляции. В подобной мотивации страха
«быть не тем» нетрудно увидеть отголоски страха «быть никем», т. е. не значить, не представлять, быть
«пустым местом», «имяреком». С другой стороны, страх «быть не тем» это и страх несчастья, беды,
вследствие нарушения общепринятых норм поведения, что находит отражение в фабуле: «а вдруг что-
нибудь произойдет, случится ... ужасное, непоправимое». Данная мотивация воспроизводит страх «быть
ничем», т. е. предшествующий страх смерти как непоправимого и фаталистического в своей сущности
несчастья, соотносимого не только со страхом смерти себя, но и со страхом смерти родителей. Таким
образом, основанный на социальном чувстве принадлежности к группе страх «быть никем» и инстинкте
самосохранения страх «быть ничем» получают свое преломление в страхе «быть не тем» как
своеобразном сплаве этих двух страхов. Поэтому клинической формой выражения рассматриваемого
невротического страха будут опасения сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, всего того,
что может обернуться непоправимой в чем-то бедой. В отличие от детерминации прошлыми
переживаниями компонента собственно страха в структуре страха «быть не тем», другой его компонент
тревожность имеет своей мотивацией предвосхищение возможных событий, способных иметь
неприятные последствия и понизить как чувство собственной ценности («я-концепцию»), так и
представления о себе со стороны других, значимых лиц («я-образ»). Мать одной девочки 9 лет с
неврастенией выразила это следующим образом: «боится, что что-то не так скажет, не так сделает, что
кто-то скажет о ней плохо, что она вдруг получит двойку, хотя и учится на «отлично».
Страх «быть не тем» встречается в возрасте интенсивного развития нравственно-этических и
нормативно-регулирующих социальных отношений, отражая возросший уровень самосознания в
формировании личности, новую, социальную позицию школьника. Наряду с формированием чувства
ответственности, долга, обязанности, всего того, что обозначается понятием «совесть», создаются и
предпосылки для образования возрастного страха «быть не тем». Его клиническое заострение
происходит под влиянием ряда факторов. Важнейшие из них: подчеркнутое чувство собственного
достоинства, самолюбие, нередко перерастающие в честолюбие; выраженность чувства вины у детей;
высокая тревожность у родителей и завышенный уровень притязаний, усваиваемые детьми; излишний
рационализм в отношениях с ними и, наконец, интеллектуальная перегрузка, часто обусловленная
обучением в языковой школе, параллельным занятием музыкой, чрезмерным контролем родителей за
уроками и оценками. В этих условиях дети должны соответствовать повышенно принципиальным и
одновременно тревожным ожиданиям и требованиям родителей, оказывающих чрезмерное давление на
их формирующееся чувство ответственности, обязанности, долга без учета требований момента,
развития гибкости в принятии альтернативных решений и ролевой ситуативности в общении. В
результате возникает и усиливается нервно-психическое напряжение у детей. Вместе с тем они
непроизвольно усваивают в возрасте повышенной внушаемости и некоторые из гиперсоциальных черт
характера родителей. В итоге, постоянное напряжение (аффект) при страхе «быть не тем» возникает из-
за опасений не оправдать ожиданий и требований взрослых, потерять их расположение, заслужить
отрицательную оценку, быть наказанным и отвергнутым.
Рассмотренная клинико-психологическая детерминация страха «быть не тем» свойственна такому
распространенному в младшем школьном возрасте неврозу, как неврастения, при которой он одна из
ведущих мотиваций внутреннего конфликта.
Страх «быть не тем» часто сопровождается скованностью и излишним напряжением при
вопросах с места, ответах у доски, общении с незнакомыми людьми, выполнении ответственных
заданий, в том числе контрольных. Наиболее трудным оказывается начало, выбор одного из решений,
поскольку охватывающее волнение мешает сосредоточению, приводит к лишним действиям, нарушает
|