правило, при безуспешности медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Во время
предварительной записи больных на прием сообщается о желательности посещения врача обоими
родителями. Это создает необходимый настрой на оказание совместной помощи и способствует
повышению эффективности лечения. Характеристика со стороны воспитателя или учителя не
запрашивается, поскольку она не всегда является объективной, и к тому же привлекается излишнее
внимание к ребенку. При необходимости можно просмотреть дневник и тетради.
Врач ведет прием без халата, в кабинете, украшенном детскими рисунками и поделками. В начале
беседы приглашаются оба родителя; ребенок в это время играет или смотрит книги в вестибюле. После
свободного изложения родителями жалоб и проблем, связанных с детьми, истории заболевания, им
дается опросник типа стандартизованного интервью, в котором последовательно перечисляются
особенности поведения и развития детей. Из опросника вслух зачитывается только то, что
непосредственно касается ребенка, его воспитания и проблем отношений в семье. Врач задает
уточняющие вопросы. В итоге, получается довольно полное освещение волнующих родителей семейных
проблем с акцентом на невротическом регистре патологии у детей. Затем беседа проводится наедине с
больным. У детей дошкольного возраста ей предшествует самостоятельная или совместная с врачом
игра, облегчающая последующий контакт при разговоре. Затрагиваются разнообразные стороны
отношений в семье, отношений со сверстниками, интересы и предпочтения, раскрываются характер
восприятия болезненного состояния, степень утомляемости, выраженность беспокойства и страхов,
направленность оценок. Неврологическое обследование носит общий, прицельный характер;
соматическое обследование ограничивается внешним осмотром и измерением АД у подростков.
Возникающие вопросы разрешаются в последующей диагностической беседе с каждым из родителей в
отдельности, что даст им возможность оттенить и ряд своих личных проблем. В заключительной беседе
с обоими родителями подводится итог встречи, намечается диагноз, анализируются в тактичной форме
основные источники болезненного состояния детей и намечаются пути их преодоления с
подчеркиванием необходимости участия в этом всех взрослых членов семьи.
Продолжительность семейного приема составляет от 45 мин до 1 ч. Затраченное время позволяет
продуктивно решить многие наболевшие проблемы в семье, особенно, если учесть безрезультатность
предыдущих попыток оказания лечебной помощи детям.
При серьезных проблемах в семейных отношениях, прежде всего в области воспитания,
предположении о невротическом заболевании у одного из родителей, семья, с ее согласия, снова
приглашается на прием. Пока с одним из родителей проводится стандартизованное интервью с целью
выявления невротического состояния (шкала невротизации см. приложение), другой отвечает на
опросник Айзенка и анкету «Семейные отношения». Результаты обследования сообщаются сразу, но без
категоричности в суждениях, скорее, как основание для раздумий, перестройки некоторых отношений. С
детьми проводятся диагностическое рисование и игра, определение внушаемости, уровня притязаний и
т. д. В совместном с обоими родителями обсуждении полученных данных вырабатывается общая точка
зрения на характер решения проблем воспитания и помощи детям, что уже само по себе значительно
уменьшает напряженность в межличностных отношениях в семье.
На последующих приемах детей сопровождает один из родителей. Решение об этом принимается
в семье самостоятельно. В большинстве случаев дети приходят с матерью, что оправдано при
психотерапии страхов. Матери больше, чем отцы, подвержены беспокойству, и страхи детей во
многом отклик на ранее испытанные или переживаемые в настоящем страхи у матери. Последние
проходят, если мать присутствует при обсуждении рисунков детей на тему страхов и активно участвует
в их игровом отреагировании.
В дальнейшем желательно, чтобы родители поочередно приводили детей на прием. Это
повышает их чувство ответственности и заинтересованность в результатах лечения. Уменьшается и
конфликтная напряженность в семье, если она была раньше, поскольку всех объединяет цель помочь
выздоровлению детей. Таким образом разрешается и конфликт родителей в вопросах воспитания.
Каждый из них может изложить свои проблемы на приеме и получить квалифицированный ответ.
Последний является в ряде случаев итогом совместного разбора только что проигранной проблемной
ситуации с участием врача, больного и родителя. Аналогичный принцип используется во время
посещения врача другим родителем. Если оба родителя по собственной инициативе приходят на прием,
|