то это существенно повышает эффект психотерапии неврозов у детей. Многое здесь зависит от тактики
врача, его умения вести дискуссию, объединять точки зрения, действовать творчески и инициативно.
Несмотря на достаточно большое количество занятий у некоторых детей, которые проходят курсы
групповой психотерапии и гипнотерапии, среднее число посещений сравнительно невелико и
составляет 4 (дошкольники) и 5 (школьники) на одного больного. Почти в половине случаев семейная
консультация дает достаточно исчерпывающие ответы в отношении невротического состояния детей и
отпадает необходимость в повторном посещении врача. Катамнестические исследования показывают,
что большинство родителей в этом случае сумели перестроить свои отношения, изменить характер
воспитания и вместе с выполнением врачебных назначений добиться заметного улучшения состояния у
детей. Выздоровлению больных препятствуют личностные изменения у родителей, невротическое
заболевание одного из них и трудноразрешимый семейный конфликт. Тогда требуется
продолжительный курс психотерапии с более активным привлечением родителей, оказанием им
врачебной и психологической помощи, радикальной перестройкой семейных отношений, прежде всего
отношений с детьми.
Обследование детей с неврозами отличается рядом особенностей. Нередко, на первый взгляд,
они не производят впечатления больных и сами обычно не рассказывают о беспокоящих их ощущениях
и переживаниях. Если с подростками можно начать беседу сразу, то с младшими школьниками лучше
всего после совместной игры в кегли, что разряжает напряжение от ожидания приема и способствует
лучшему контакту. Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельной игры. Мальчиков
обычно привлекают машинки, роботы, танки; девочек куклы и мягкие игрушки. У мальчиков и
девочек заметный интерес проявляется к разборному теремку, внутри которого и рядом расположены
фигурки животных, в том числе медведя, волка, лисы, лягушки и зайца. При затруднениях в начале игры
врач принимает в ней активное участие, предлагая разнообразные сюжеты. Во время игры он может
получить ответы на интересующие его вопросы, выбирая подходящие паузы и задавая вопросы как бы
между прочим, ненавязчиво, ненастойчиво, учитывая возрастные особенности детей, заторможенность
и астению. Вопросы последовательно касаются общения в детском саду и школе, семье, источников
напряжения и недовольства, беспокойства и страхов, а также интересов и предпочтений. Без особого
привлечения внимания выясняется отношение к нервным, в том числе невротическим, проявлениям. В
младшем дошкольном возрасте 2/3 детей не осознают невротические симптомы, в старшем дошкольном
это число сокращается до 1/2. В школьном возрасте 2/3 детей воспринимают невроз как болезненное
состояние, препятствующее нормальному самочувствию. Осознание наименее выражено при
истерическом неврозе, наиболее часто оно встречается при неврозе страха и обсессивном неврозе,
отражая большую степень фиксации на своем болезненном состоянии. Некоторые из данных беседы с
детьми, вроде страхов и отношений в семье, приводятся в других разделах книги. Здесь же обратим
внимание на использование в целях диагностики игры в кегли, других результатов интервью,
изобразительного творчества, а также опросников и определения внушаемости.
Игра в кегли
Она позволяет разнообразить прием и уменьшить его формальный характер. Игра проводится
несколько раз, причем кегли устанавливает по своему усмотрению проигравший. От катания
пластмассового мяча следует переход к его бросанию, что дает дополнительный эмоциональный стимул
для игры. Даже несколько минут игры позволяют снять напряжение от предшествующей беседы и
наладить более доверительный контакт с ребенком. Игра в кегли не только средство эмоционального
оживления, разрядки и контакта, она дает много ценной диагностической информации. В игре заметны
нерешительность в поведении, излишнее напряжение и волнение, неловкость движений (из-за
отсутствия подвижных игр дома), растерянность при необходимости быстрого и самостоятельного
принятия решений, трудность компромиссов, аффект при неудаче, отказ от продолжения игры или
настойчивое желание ее продолжения во что бы то ни стало. Все это характерно для детей с неврозами.
Тем не менее игра должна оставить у них чувство удовлетворения и желание контакта с врачом в
дальнейшем. Тогда уже знакомая игра является формой эмоциональной разминки до или после
|