Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 282 
Next page End  

направленной психотерапевтической беседы с врачом. Можно определить уровень притязаний, если
предоставить возможность детям неоднократно выигрывать в игре. Здесь важно посмотреть, когда они
потеряют интерес к ней или же поймут нецелесообразность ее продолжения в ситуации специально
моделируемых дальнейших неудач. Целесообразно также использование с диагностическими целями
игровой тактики чередования неоднократных выигрываний с неожиданным поражением или
чередования проигрываний с выигрышем. Насколько ребенок в этих условиях будет стремиться играть
дальше, соразмерять свои возможности с возможностями взрослого, корригировать свой уровень
притязаний — все это подсказывает врачу пути дальнейшей психотерапевтической работы. Одним из ее
фрагментов может стать снова игра в кегли с целью повышения толерантности к стрессу и коррекции
уровня притязаний. В целом, у детей с неврозами нельзя говорить о завышенном уровне притязаний, за
исключением больных с истерическим неврозом. В большинстве случаев наблюдается адекватный или
пониженный уровень притязаний. Последнее — результат болезненного ограничения возможностей
или их блокирования вследствие нарастающего чувства вины и беспокойства, неуверенности в своих
силах.
Интервью
Оно проводилось со 128 детьми с неврозами. По возрасту опрошенные разделены на группы 3—
5, 5—7, 7—10, 10—12 и 12—15 лет. Ответы ранжировались по типу: «да» («согласен»), «трудно сказать»
(«не знаю» или «когда как»), «нет» («не согласен»). При изложении данных положительный
(утвердительный) ответ объединит «да» и «трудно сказать».
Некрасивыми внешне считают себя 72% мальчиков и 80% девочек, отражая этим пониженный
уровень самооценки. С возрастом восприятие себя как некрасивого увеличивается, особенно у
подростков. Больше всего чувство неудовлетворенности своей внешностью выражено у детей с
истерическим неврозом.
Утвердительный ответ на вопрос: «Часто ли не получается то, что ты хочешь?» — дают
большинство опрошенных, за исключением девочек-дошкольниц. При этом у девочек число неудач в
осуществлении своих желаний с возрастом увеличивается, достигая максимальной выраженности в
12—15 лет. Как у девочек, так и у мальчиков наибольшее число неудач наблюдается при истерическом
неврозе, подчеркивая исходно завышенный, часто неадекватный уровень притязаний.
Неспособность вовремя защитить себя, дать сдачи выявлена у 63% мальчиков и 40,5% девочек
(различия достоверны). Отсутствие защиты не уменьшается, а увеличивается с возрастом, причем это
выражено больше у мальчиков (от 45% у дошкольников до 100% в 12—15 лет, у девочек —
соответственно у 45 и 67%).
Наиболее часто беззащитность проявляется у детей с обсессивным неврозом, поскольку они не
дают ответных агрессивных реакций по причинам морально-этического порядка и наличия тревожно-
мнительных черт в характере.
Склонность легко обижаться (утвердительный ответ на вопрос: «Тебя легко обидеть?») выявлена
у 55% мальчиков и 47% девочек. С возрастом обидчивость, как и беззащитность, возрастает. Различия
по нозологическим формам неврозов незначительны.
Таким образом, с возрастом у детей с неврозами происходит не уменьшение, как у здоровых
сверстников, а увеличение таких характеристик личностного реагирования, как ранимость
(обидчивость), неспособность защитить себя, отрицательное восприятие внешнего облика.
Установка стать сразу взрослым или снова маленьким, если бы представилась такая
возможность, выявлена у большинства дошкольников (2/3) и меньшинства школьников 1/3). Подобная
установка наиболее характерна для детей с истерическим неврозом и представлена большей частью
желанием сразу стать взрослым.
Утвердительный ответ на вопрос о желательности перемены пола получен у 13% мальчиков и
17% девочек. У мальчиков желание стать девочкой с возрастом уменьшается; у девочек — стать
мальчиком, наоборот, увеличивается, достигая в 12—15 лет 50%. Установка на перемену пола более
характерна для детей с истерическим неврозом.
Hosted by uCoz