Рассмотрим ту часть интервью, где оценка себя и взрослых членов семьи выражается в баллах.
Максимальная выраженность тех или иных характеристик соответствует 3 баллам; средняя 2 баллам;
минимальная 1 баллу. Например, вопрос: «Считаешь ли ты себя умным?» предполагает следующие
ответы: «очень умный» (3 балла), «просто умный» (2 балла) и «не очень умный» (1 балл). Для сравнения
полученных данных использовался средний балл. Более умными себя считают мальчики (средний балл
1,95, у девочек 1,7). Чаще относят себя к умным дошкольники обоего пола, а также дети с неврозом
страха. Оценка «ума» матери мальчиками и девочками одинаковая. Мальчики более высоко оценивают
«ум» отца, а девочки «ум» матери. Соответственно, мальчики дают более высокую оценку дедушке, а
девочки бабушке. Здесь сказывается эффект полоролевой идентификации. Заслуживают внимание
более низкие оценки «ума» родителей подростками 1215 лет.
Оценка себя как «сильного» несколько выше у мальчиков. С возрастом происходит снижение
этой оценки. Как мальчики, так и девочки оценивают отцов более сильными, чем матерей. Данная
характеристика распространяется мальчиками и на дедушек.
Различия в оценке себя как «доброго» отсутствуют у мальчиков и девочек. С возрастом они
считают себя менее добрыми. Более добрыми находят себя дети при неврозе страха, что соответствует
действительности, поскольку они обладают повышенной жалостливостью и сострадательностью.
Матери определяются более добрыми, чем отцы, мальчиками и девочками. Последние находят бабушек
более добрыми, чем дедушек. Заметим, что дети с неврозами более сильными, умными и добрыми
находят не себя, а родителей, подчеркивая этим известную сбалансированность своих оценок.
Понимание со стороны родителей мальчики оценивают несколько выше, чем девочки. Если в
дошкольном возрасте по оценке детей нет особых различий в понимании обоих родителей, то в
дальнейшем оно незначительно уменьшается со стороны матери и существенно со стороны отца,
достигая минимума в возрасте 1215 лет. Наименьшее понимание у матери и наибольшее у отца
находят дети при истерическом неврозе.
Рассмотрим оценки детей в зависимости от характера отношений с родителями. Для этого
использован составленный нами опросник, раскрывающий в процессе интервью с детьми различные
конфликтные стороны отношения родителей. В группах выше и ниже среднего балла опросника будут
дети, более или менее конфликтные с родителями. Выявлено, что мальчики и девочки при конфликте с
матерью понижают оценку ее ума. То же у мальчиков в отношении отца. Мальчики при конфликте с
матерью и отцом считают их менее сильными; при конфликте с отцом определяют его как менее
доброго. При конфликте с матерью мальчики считают ее менее понимающей. Следует отметить
парадоксальный, на первый взгляд, феномен, когда девочки, конфликтные с отцами, определяют их как
более умных, сильных и добрых. По-видимому, источником конфликтных отношений они считают
прежде всего себя, испытывая чувство вины и желание представить отца в лучшем свете. В целом,
мальчики при конфликте с родителями склонны к более отрицательному их восприятию, чем девочки.
Перейдем к интервью, касающимся отношений в школе. Неудовлетворенность школьными
достижениями отмечается у 50% мальчиков и 41% девочек, максимально нарастая в возрасте 1215
лет. Более часто неудовлетворенность успехами встречается при обсессивном неврозе, отражая не
столько фактическое положение дел с учебой, сколько повышенное чувство долга и обязанности,
желание учиться еще лучше.
Из школьных предметов к трудным для усвоения мальчики относят русский язык (у 49%), девочки
математику (у 35%). Затруднения по математике отмечаются у 31% мальчиков, русскому языку у
23% девочек.
Каждый второй учащийся 48-х классов хотел бы заменить одного или нескольких учителей,
почти всегда женщин, с которыми у них не сложились отношения.
Число положительно относящихся к больному в классе сверстников меняется незначительно с
возрастом и составляет с 1-го по 8-й класс в среднем 7 сверстников у мальчиков и 10 у девочек. Круг
предпочитаемого общения наиболее обширный у детей с истерическим неврозом. Отсутствие друзей в
классе (эффект социально-психологической изоляции) отмечается у 35% мальчиков и 24% девочек,
достигая максимума в 1215 лет. Меньше всего изоляция выражена при истерическом неврозе, больше
при неврозе страха и обсессивном неврозе.
Число отрицательно относящихся сверстников к мальчикам значительно больше (13), чем у
|