дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на
периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-
психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают
себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в
группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более
выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и одиночества с ведущим
переживанием «я не такой, как все». Чувство одиночества одно из центральных переживаний при
неврозах особенно заметно в сюжете «улица, двор». Здесь также достоверно доминирует
изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских,
неформальных отношений.
Рисование ситуации «Мы дома» дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье,
какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению
автора рисунка в отдельных комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один
мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и
принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает
десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное
волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и
похвалу врача. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста
находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения,
пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу
для жизни, как и следующие по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет
кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты,
поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном
возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого
пространства. В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных страхов
плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет уже не столько о
страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект
от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем
школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания врача, что является
отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.
Тема «Самое плохое (неприятное) событие в жизни» дополняется «самым хорошим событием»,
чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом
месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах,
несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у мальчиков
воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек конфликты с родителями, что отражает
большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.
«Кем я хочу стать» заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него
оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.
При рисовании на тему «Семья» дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При
анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и
возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость
расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с
одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их
авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та
же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как
мальчики, так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на втором (слева
направо) мать, на третьем себя. При неврозах (81 рисунок) аналогичное расположение фигур
отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим
доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при
неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется раздробленность пространства или
нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим
|