промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они
менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более
статичны и напряжены.
Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в
отдалении, помещая между собой и этим родителем еще одну фигуру.
Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи,
включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с
неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют
себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении дочери; бабушку,
препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка «забыла» нарисовать мать, и вместо
нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с
отцом, которого любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и дедушка,
которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки также забывают изобразить себя
при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение
в рисунке ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа
психотравмирующей ситуации в семье.
Использование опросников
Ценным для диагностики эмоционального состояния и взаимоотношений в семье является
тематический апперцепционный тест (ТАТ), по неопределенным смысловым картинкам-ситуациям
которого просят составить первый пришедший в голову рассказ. Использовался набор картинок из
взрослого варианта, поскольку большинство испытуемых школьного возраста. Эмоциональная
окраска рассказов у 35 детей с неврозами грустная, подавленная, пессимистичная. Часто звучат мотивы
унижения, принуждения, насилия, несчастья, неизбежности и неотвратимости смерти, т. е.
обреченности и безысходности. В этом, особенно у подростков, находят отражение неразрешимость
семейной ситуации, потеря уверенности в себе, надежности окружения и смысла жизни. Подростки
также часто подчеркивают темы разлуки, одиночества, неразделенности чувств и страданий.
Психологический «надлом» таких подростков, пессимизм, разобщение с окружающими и уход в себя
позволяют расценить их невроз как заболевание, ведущее к эгоцентрически-защитному и депрессивному
типу переживаний.
Опросник Айзенка в адаптации А. Ю. Панасюка использован при неврозах у 115 подростков 10
15 лет. Шкала экстраверсии не имеет значимых различий у детей с различными клиническими формами
невроза. Нейротизм максимально высокий при неврозе страха, несколько ниже при обсессивном
неврозе и достоверно меньше по сравнению с неврозом страха при неврастении и истерическом
неврозе. При неврозе страха и обсессивном неврозе высокий нейротизм можно расценить как следствие
подавления внешнего выражения эмоций, развития большого количества страхов и тревожности. При
истерическом неврозе относительно низкий нейротизм объясняется непроизвольным отреагированием
психического напряжения в виде заканчивающихся плачем истерик. Сравнение полученных нами
данных с нормативными данными А. Ю. Панасюка показывает достоверно большую
интровертированность и нейротизм при неврозах. Подросток характеризуется в этом случае как легко
расстраивающийся, тревожный, ригидный, склонный к рассуждениям, менее общительный и
пессимистичный.
Принцип сравнения неврозов (55 подростков 1115 лет со средним возрастом 12 лет) с
нормативными данными для подростков 12 лет применен в отношении адаптированного А. Ю.
Панасюком опросника Кеттела. Следует принять во внимание наличие в нормативных данных
определенного числа нервных детей, поскольку эти данные относятся ко всем детям без исключения.
Тем не менее достоверные различия получены в отношении более выраженных у мальчиков с
неврозами факторов: эмоциональной неустойчивости; возбудимости; недостаточного контроля; робости,
застенчивости, чувствительности к угрозе; мягкости характера, сензитивности; склонности к рефлексии
и внутренним ограничениям; опасениям, самообвинениям и чувству вины, неуверенности в себе и
|