утверждений которой формулировался как «повышенно возбудимый, нервный», «робкий,
нерешительный, боязливый, нервный». Соответственно, в первом варианте школьник условно
относился к группе возбудимых; во втором варианте к группе тормозимых; возможен и смешанный
вариант. Из 1146 школьников 716 лет нервными по оценке педагогов признаны 43% мальчиков и 18%
девочек (различия достоверны). У дошкольников, как отмечалось выше, нервными будут 28% мальчиков
и 21% девочек. В целом, нервных школьников (31%) будет больше, чем дошкольников (25%). Весь
прирост нервности в школьном возрасте происходит за счет мальчиков (28% у дошкольников и 43%
у школьников; различия достоверны). Причем если соотношение количества нервных мальчиков и
девочек достоверно различается уже в дошкольном возрасте (р<0,05), то в школьном оно увеличивается
в большей степени (р<0,001). Однако непрерывное увеличение нервности у мальчиков происходит
только до 11 лет, достигая 56% в 10 лет. В 11 лет наблюдается достоверно подтверждаемый спад
нервных проявлений (38%); затем, в 12 лет, они несколько нарастают и постепенно снижаются в
последующие годы (24% в 15 лет). В возрасте 711 лет нервных мальчиков в среднем 50%; 1116 лет
37,5% (различия статистически достоверны) [начало подросткового возраста лучше всего считать у
девочек с 10, у мальчиков с 11 лет; в дальнейшем для облегчения статистических подсчетов мы будем
пользоваться отправной точкой в 10 лет, - прим.].
Заметное снижение нервных проявлений в 11 лет по сравнению с возрастом 10 лет указывает
большей частью на уменьшение влияния невропатии как распространенного вида нервности. Поскольку
они более характерна для мальчиков, то этим и объясняется в немалой степени снижение нервности
прежде всего у них, а не у девочек.
Достоверно выявленное повышение нервных реакций возбудимого круга в 12 лет у мальчиков
мы склонны объяснять началом пубертатного периода и обусловленной им гормональной перестройкой
организма. Противоположная повышенной возбудимости тормозимость имеет наибольший удельный
вес в структуре нервности в 9 и 14 лет. У девочек соотношение повышенной возбудимости,
тормозимости и смешанных вариантов нервности не имеет значимых отличий по возрасту.
Дополнительно использовались анкеты для оценки нервного состояния детей родителями на
собраниях в школе (683 человека). Подобно мнению педагогов, родители выше оценивают нервность
мальчиков, чем девочек, особенно в возрасте 711 лет (46%). В подростковом возрасте снижение
нервности, по мнению родителей, наблюдается и у мальчиков, и у девочек, причем у мальчиков в
большей степени. В каждой второй опрошенной семье родители обращались или хотели бы обратиться
за консультацией и помощью к невропатологу или психоневрологу. Кроме этого, у каждого второго
школьника родители испытывают много проблем в воспитании и хотели бы воспользоваться
квалифицированной консультацией специально подготовленного психолога или педагога.
Источники психогений
Среди разнообразных патогенных ситуаций, являющихся причиной психической травматизации
при неврозах, выделяются семейно-бытовые, прежде всего конфликтные, отношения в семье (Мясищев
В. Н., Карвасарский Б. Д., 1967; Мягер В. К., 1971). В более широком аспекте причиной невроза может
быть дисгармоничное функционирование семьи в целом, приводящее к заболеванию одного из ее
членов (Семичов С. Б., 1978). Подчеркивается хронический характер основополагающего для невроза
эмоционального стресса (Губачев К. М. и др., 1976). Патогенность внешних обстоятельств жизни
проявляется лишь в сочетании с соответствующим значимым отношением личности. В свою очередь,
особенности личности, системы ее свойств и отношений могут быть поняты лишь из истории ее
развития в определенной социально-бытовой среде, прежде всего в семье (Мясищев В. Н., 1960).
Указывается на характерное для психогенных состояний сочетание психической травмы и особого
склада личности детей и подростков (Гиляровский В. А., 1934; Блей Е. А., 1940; Сухарева Г. Е., 1959).
Считается, что чем острее и внезапнее действует психическая травма, тем меньшую роль играют
личностные особенности, и, наоборот, при уменьшении массивности и остроты психической травмы
индивидуальный склад личности приобретает большую роль в формировании клинической картины
невроза (Сухарева Г. Е., 1959). Прежде всего, патогенность психической травмы возрастает в условиях
|