Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 282 
Next page End  

новизны, внезапности воздействия, быстрой смены динамического стереотипа (Сухарева Г. Е., 1959),
сниженного функционального состояния коры головного мозга, биотонуса в целом (Осипова Е. А., 1932;
Сканави Е. Е., 1934), резидуальной органической (Пивоварова Г. Н., 1960) или невропатической
(Симеон Т. П., 1958) недостаточности. Особое значение придается месту наименьшего сопротивления
организма (Блей Е. А., 1940) и возрасту больных (Симеон Т. П. и др., 1935).
Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующей ситуации, отечественные авторы
связывают ее в большинстве случаев с наличием конфликтов, неправильным воспитанием в семье и
потерей близких. Подобная точка зрения отличается от зарубежных исследований 30-х годов,
построенных главным образом на концепциях психоанализа. Основное патогенное значение придается
Эдипову комплексу и ранней психической травматизации (Freud S., 1912). Семья же воспринимается
только в качестве экрана, отражающего переживания пациента. Внимание сосредоточивается на
односторонне понимаемых проблемах развития и противоречиях в психике, мастурбационных
фантазиях и чувстве вины, несовершенстве защитных механизмов (Freud S., 1923; Klein M., 1932; Freud
A., 1936). Однако уже в 20-х годах начинает появляться более разносторонний, с учетом реального
семейного окружения и типов воспитания, взгляд на проблему неврозов (Hug-Helmuth Н., 1926). В
последующем все большее значение придается невротическим особенностям личности родителей и их
влиянию на отношения с детьми (Ноrnеу К., 1937). Чрезмерная строгость и изнеживание считаются
причиной невротической заторможенности (Schultz-Hencke H., 1947). Подчеркивается неблагоприятное
влияние психической депривации и отрыва от матери, равно как и недостатка любви и заботы (Spitz R.,
1946; Bowlby J., 1961). Уделяется внимание ролевым конфликтам, в том числе несоответствию семейной
роли ребенка и требований школы (Richter H., 1983).
Неправильное воспитание в семье и конфликты как ведущие источники психогений у детей и
подростков с неврозами признаются и большинством современных исследователей (Захаров А. И., 1972,
1982; Лебедев С. В, 1979; Козловская Г. В., Кремнева Л. Ф., 1985). При изучении структуры
пограничных расстройств среди городского детского населения выявлена этиологическая
корреляционная связь с неврозами, прежде всего, хронической психотравмирующей ситуации в семье и
дефектов воспитания, затем школьных конфликтов, острой психической травмы и на последнем месте
— алкоголизма родителей (Козловская Г. В., Лебедев С. В., 1981). Установлена следующая
последовательность этиологических семейных факторов при неврозах у детей: развод родителей; ссоры
в семье; грубое и строгое отношение родителей; ситуация депривации; воспитание вне семьи;
баловство; неодинаковое и противоречивое отношение; симбиотическая связь с одним из родителей;
чрезмерные амбиции родителей; ссоры с братьями и сестрами; узнавание об усыновлении (Христозов
X., 1983).
Конституционально-генетический фактор
По
мере углубления знаний о неврозах значение генетических факторов в их происхождении
неоднократно подвергалось пересмотру. В настоящее время отягощенность нервно-психическими
заболеваниями при неврозах считается незначительной, без различий при неврастении, истерии и
неврозе навязчивых состояний (Федоров А. П., 1978). Противоречивые данные получены у близнецов
— от отрицания значительного влияния наследственности на неврозы (Хамаганова Т. Г. и др., 1977) до
ее выделения в качестве важной переменной (Schepank H., 1974). Имеется точка зрения, что
наследственность при неврозах — это один из аспектов более широкой проблемы генетики
индивидуальных реакций на психический стресс (Кочубей Б. И., 1978).
Нам представляется неправомочной постановка вопроса о наследуемости неврозов как
психогенных заболеваний личности, поскольку это подразумевало бы отсутствие соответствующих
изменений личности под влиянием социальной среды. Даже если речь идет о некоторых общих в семье
особенностях нервно-психического реагирования, то и тогда правильно говорить об определенном
сочетании наследуемых и приобретенных свойств или о конституционально-общем типе нервно-
психического (и соматического) реагирования. Действительно, при неврозах отмечается немало общих
особенностей у детей, родителей и прародителей, способствующих невротическим отклонениям под
Hosted by uCoz