крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного
напряжения, а также вымещения родителями взаимных обид и недовольства. Родители «преодолевают»
свой личностный кризис по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как
клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.
Социально-психологическая структура семьи
Раздел включает результаты обработки анкеты «Семейные отношения» у 174 матерей и 143 отцов
детей с неврозами и 102 матерей и 76 отцов в норме. Помимо этого, использованы выборочные данные
опросника PARI и результаты исследования семьи на гомеостате. Приводятся достоверные различия, а
также корреляции на ЭВМ при значении Q>0,5.
Удовлетворенность работой не имеет различий в обеих группах родителей. Чем меньше
удовлетворены матери девочек с неврозами работой, тем более активно они стремятся доминировать в
семье и воспитании.
Больше внимания на проблемы, связанные с семьей, обращают родители девочек с неврозами,
отражая психологически сложную структуру семейных отношений.
Меньше всего времени в семье, по собственной оценке, проводят отцы детей с неврозами, что
создает большую психологическую и физическую нагрузку у работающих матерей. Время, проводимое в
семье, коррелирует у обоих родителей с временем, уделяемым ребенку, и доминированием в вопросах
воспитания. Соответственно, отцы, мало бывающие дома, почти никогда не доминируют в вопросах
воспитания.
Согласно опроснику PARI (матери), забота о семье не имеет различий с нормой. В семьях девочек
забота у матерей, в отличие от нормы, повышается по мере увеличения возраста детей. При неврозах
она наибольшая при обсессивном неврозе, что сопровождается выраженной тревожностью. В то же
время именно у матерей детей с этим диагнозом проявляется отрицательное, в отличие от нормы,
отношение к семейной роли в целом и выполнению роли только хозяйки дома. Но и при остальных
неврозах заметно увеличение с возрастом матерей негативного отношения к семейной роли, особенно
выраженное после 40 лет по сравнению с возрастом 3035 лет. Это результат действия многих
факторов, в том числе уже упоминавшихся: гиперсоциальной направленности личности, ориентации на
профессиональную деятельность, недостаточной роли отца в семье, нарастающего нервно-психического
напряжения у матери, хронической усталости и постоянного чувства неудовлетворенности.
Рассмотрим характер группового взаимодействия в семье. При опросе 34 матерей и 29 отцов о
том, подключение какого члена семьи к общению в той или иной семейной паре вызывает нарастание
аффективной напряженности, мать (достоверно) и отец (тенденция) отметили друг друга, а не себя или
ребенка. В какой-то мере это указывает на раздражение, конфликт и неприятие, более выраженное у
матерей в отношении отцов.
Исследование характера взаимодействия в семейных диадах (родители между собой и с
ребенком) и семье в целом проводилось на гомеостате конструкции Е. Я. Семенюка. В 101 семье детей с
неврозами и 30 семьях в норме от испытуемых требовалось совместными усилиями привести стрелку
прибора в среднее положение. Задаваемый режим работы прибора мог быть различным от легкого до
сложного, трудновыполнимого. В семьях при неврозах у детей по сравнению с семьями в норме
взаимодействие в парах и в целом менее успешно и продуктивно. Много лишних движений,
избыточного напряжения, импульсивности и непоследовательности, что осложняет тактику
взаимодействия. Более часто встречается и отказ от группового сотрудничества при ригидной
ориентации на свою точку зрения. Меньшая согласованность в совместных действиях и их разный,
нередко взаимоисключающий, характер особенно заметны в парах «родитель ребенок». Это не
столько взаимодействие, сколько единодействие, поскольку родители, во всяком случае вначале, «давят»
на ребенка, навязывая руководство, а не пытаясь найти общий, совместный режим действий. В
результате взаимодействие родителей с детьми достоверно менее продуктивно, чем в норме.
Приведенные данные указывают на проблемы межличностных отношений в семье, недостаточную
интеграцию ее как группы, развитие в ней коллективных начал. В норме взаимодействие в семье более
|