успешно и последовательно и сопровождается большей согласованностью при решении общих задач.
Нет излишнего напряжения, партнеры более гибки (ситуативны) и определенны в выборе оптимального
режима взаимодействия.
Доминирование в семейных отношениях одна из наиболее существенных социально-
психологических характеристик семьи как разновидности малой группы. От патриархального (мужского)
типа доминирования в семье произошел переход в 5060-е годы нашего столетия к матриархальному
(женскому) типу. В немалой степени это было обусловлено возрастающей ролью женщин в тех видах
профессиональной деятельности, которые ранее считались привилегией мужчин. Неизбежным
следствием этого процесса стало снижение рождаемости, упавшей в больших городах до 1 ребенка в
семье, и увеличение разводов по инициативе женщин. С начала 80-х годов наблюдается тенденция к
уменьшению доминирования женщин в семье и увеличению количества детей ближе к 2. В южных
республиках, где среднее число детей и раньше было больше 2, в семье почти всегда доминирует отец и,
соответственно, меньшая статистика разводов.
Для изучения проблемы доминирования количество семей в норме было увеличено до 150 у
матерей и 80 у отцов. По результатам опроса матерей детей с неврозами и в норме различия в
доминировании отсутствуют. В обеих группах семей преобладающая точка зрения на решение семейных
вопросов принадлежит, в среднем, каждой второй матери. Отрицание доминирования (в том числе и
«трудно сказать» в анкете) идет на втором месте и на третьем матери считают доминирующим
отца. Отцы считают себя доминирующими как при неврозах, так и в норме, в среднем, в каждой пятой
семье, т. е. достоверно реже, чем матери. В обеих группах семей доминирование матерей признается
более частым, чем собственное, но отцы детей с неврозами достоверно чаще, чем отцы в норме,
отрицают доминирование с чьей-либо стороны.
При изучении взаимодействия родителей на гомеостате они не могут договориться о совместных
действиях для приведения стрелки прибора в среднее положение. Каждый предпочитает действовать
по-своему, индивидуально, что затрудняет достижение общей цели. В норме родители лучше
прогнозируют действия друг друга и распределяют функции. При взаимодействии относительно чаще,
чем при неврозах, доминируют отцы, т. е. матери более уступчивы, и, наоборот, отцы действуют сообща
при доминировании матери. Поэтому супружеская диада действует более успешно. При неврозах
неудача в доминировании с одним партнером вызывает стремление к компенсаторному
доминированию с другим, особенно в условиях задаваемого сложного режима взаимодействия. Так,
если мать не может доминировать во взаимодействии с отцом, то она пытается сделать это в
отношении ребенка.
На вопрос о предпочтении точки зрения одного из родителей матери и отцы детей с неврозами
достоверно чаще, чем в норме, хотели бы иметь ведущей свою точку зрения, проявляя этим конфликтное
восприятие семейных отношений и эгоцентризм. Соответственно, уменьшается доля ожидаемых
паритетных отношений в семье.
Достоверно чаще матери доминируют при обсессивном неврозе у детей (отцы, соответственно,
реже) по сравнению с другими неврозами, в чем находят выражение гиперсоциальные и нередко
доминантные черты их характера. При этом диагнозе достоверные различия отмечаются и с нормой, что
подтверждает и опросник PARI.
Доминирование в начале брака сохраняется и в дальнейшем. В семьях девочек доминирование
отрицательно коррелирует со сходством характера родителей, т. е. чем оно меньше, тем более выражено
доминирование, и наоборот. В норме подобная зависимость отсутствует. При проживании в семье
бабушек и дедушек доминирование матерей имеет тенденцию к уменьшению в результате диктата
бабушки по линии матери; в норме тенденция имеет противоположный характер.
При опросе детей с неврозами о том, кого они считают главным в семье, включая себя, девочки
отдают предпочтение матери: у мальчиков-дошкольников преобладает отец; у школьников
паритетность в отношениях. В единичных случаях дети 3 лет считают главным себя, демонстрируя
заостренную потребность в признании и самоутверждении. Стремление у дошкольников считать
главным в семье родителя того же пола закономерно отражает потребность в полоролевой
идентификации с ним. У школьников мальчики, как и отцы, предпочитают паритетные отношения в
семье, в то время как девочки подчеркивают доминирование матери.
|