несостоятельной в роли прежде всего брачного партнера. Супруг же при отсутствии опыта общения и
идентификации с отцом в детстве оказывается несостоятельным прежде всего в роли отца ребенка. Оба
родителя неосознанно пытаются восполнить эти отношения в браке, как и освободиться от чрезмерного
психологического давления матери в детстве. Если у жены это проявляется главным образом
стремлением играть доминирующую роль в семье, то у мужа это выглядит как непроизвольное
отражение в отношениях с женой прежних конфликтных отношений с матерью в подростковом
возрасте. Во всех случаях необходимо известное время, чтобы стабилизировались и стали более
зрелыми отношения в браке. Брак, таким образом, выполняет своего рода терапевтическую функцию для
супругов, что далеко не всегда проявляется позитивными переменами в семейных отношениях,
поскольку каждый из них ориентирован прежде всего на решение своих личных проблем. Многое здесь
зависит и от степени соответствия у супругов реальных и идеальных концепций друг друга (и ребенка),
умения быть более терпимыми и перестраивать свои отношения в связи с меняющейся динамикой
жизненных обстоятельств. Следует учесть, что мужчины с возрастом обычно становятся более, а
женщины менее терпимыми в браке, что особенно заметно в возрастном интервале 3545 лет,
сопровождаясь критическим накоплением взаимных обид и недовольств, выявляемых в полной мере в
отношениях с детьми. Каковы бы ни были источники семейного конфликта, он оказывает прежде всего
невротизирующее влияние на мать, неблагоприятно отражаясь на отношениях с детьми, начиная с
первых лет их жизни.
Семейный, в большинстве случаев хронически протекающий, конфликт такой же частый
источник психической травматизации для детей, как и неправильное воспитание. Если дети могут как-
то воздействовать на отношение к себе несогласием, упрямством, перевозбуждением или
тормозимостью, то при конфликте между родителями они часто лишены возможности прямо влиять на
его исход, обычно до тех пор, пока их состояние не станет настолько тяжелым, что заставит обратить на
него внимание по крайней мере одного из взрослых в семье и искать помощи у врача.
Реакция детей на конфликт в семье различается в зависимости от их эмоциональной
чувствительности, особенностей темперамента и характера. Общим будет появление эмоциональных
расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и
аппетита.
Конфликт детей с родителями. Он значительно менее выражен, чем конфликт родителей с
детьми. Можно даже сказать, что больные неврозом дети не питают устойчивых отрицательных, тем
более негативных или враждебных, чувств к родителям. Сам факт невротического заболевания
показывает, что оно в немалой степени является следствием невозможности или неспособности
психики ребенка противостоять действию психогенных, стрессовых по своей природе, факторов в
семье. Протестные и конфликтные формы поведения предотвращают в известной мере накопление
отрицательных эмоций (прежде всего, чувств беспокойства и обиды) посредством их отреагирования.
Невозможность этого в силу разных причин, в том числе из-за развитых нравственно-этических чувств
(совестливости, чувства вины, сострадания и переживания в целом), способствует повышению
внутреннего психического напряжения, вплоть до появления болезненных расстройств.
Непросто диагностировать конфликт детей с родителями, и делать это нужно крайне осторожно,
соблюдая известный такт при беседе. Главное не обострить отношения в семье, не настроить детей и
родителей друг против друга, а по возможности смягчить некоторые из сторон их отрицательных
взаимоотношений.
Необходимую информацию о конфликте детей с родителями можно получить посредством
анализа ответов детей на ряд задаваемых при интервью вопросов. Причем все ответы нужно оценивать
в их единстве, помня о том, что некоторые из них отражают, скорее, возрастную и психологическую
значимость для детей, чем непосредственный конфликт с родителями.
Вопрос: «С кем ты живешь дома?»
Обычно ребенок на первое место ставит наиболее авторитетное (значимое) для него лицо, к
которому он, к тому же, испытывает чувство привязанности. Перечисление одного из взрослых на
последнем месте указывает как на его меньшую значимость для детей, так и на возможную диспозицию
в отношении с ним. Последнее особенно характерно, если ребенок может забыть перечислить одного из
членов семьи.
|