Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 282 
Next page End  

Вопрос: «Коли бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы в ней изображал маму,
папу или себя; папу, маму или себя; себя, маму, папу?»
Как уже отмечалось, старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола,
обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если же ребенок в данном
возрасте выбирает роль родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с
родителем того же пола или обоими родителями, если он отказывается от их роли и выбирает себя.
Вопрос: «Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь маму, папу; папу,
маму?»
Преобладающим ответом будет выбор мамы, что указывает на привязанность к ней. Если же в
ответе мать не стоит на первом месте, это свидетельствует о выраженных эмоциональных проблемах в
отношениях с ней.
Вопрос: «Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, ты всегда бы
рассказал об этом маме, поделился, или не всегда?» Затем вопрос повторяется в отношении отца. Опять
же не во всех случаях отрицательный ответ свидетельствует о разногласиях с родителями. Так, один
мальчик 6 лет не поделился бы с мамой и папой, «потому что мне стыдно им говорить, что со мной
произошло что-то такое». У другого мальчика 8 лет мотивом отрицательного ответа был страх, что его
неправильно поймут, осудят или накажут. Да и сам он видел взаимную неоткровенность родителей.
Приведем ряд других ответов: «Ябедничать нехорошо», «Я дам сдачи», «Не поделился бы, потому что
знаю, что мама огорчится, а если бы знал, что мама не огорчится, то рассказал бы». Тем не менее нельзя
сбрасывать со счета и известную конфликтную направленность в отношениях с родителями при
отрицательном ответе. Из 134 детей с неврозами не поделились бы переживаниями с матерью 31% и
отцом — 45%, без существенных различий по полу. Обращает внимание меньшая откровенность с
отцом, что указывает не столько на конфликт с ним, сколько на его недостаточную роль в семье и
отсутствие доверительных отношений с детьми.
Вопрос. «Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?»
Наказания со стороны матери боятся 35% детей, со стороны отца — 56% (достоверно чаще), без
особых различий по полу. Можно одновременно уточнить, как наказывают в семье (часто практикуются:
становление в угол, физические наказания или запрет выходить из дому), строгие ли родители,
отношение к этому детей.
Вопрос: «Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой соответственно полу), у тебя была бы
девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают
родители, или по-другому?» По-другому относились бы 36% детей (в роли матери — 22% девочек и в
роли отца — 49% мальчиков, т. е. достоверно чаще). Мальчики, таким образом, более радикальны в
изменении отношения отца. Когда мы интересовались причинами другого поведения в родительской
роли, то получали разные, но достаточно характерные, ответы у мальчиков: «Не кричал бы, играл бы
больше»; «Я бы не ставил его в угол, не бил»; «Не орал бы, спокойнее сказал» (6 лет); «Не ругался бы с
ними» (7 лет); «Не бил бы ремнем» (8 лет); «Не сердился бы на них, не ругал, общался бы с ними, любил
бы их» (9 лет); «Обращался поласковее» (10 лет); «Относился бы к ним хорошо» (12 лет); «Вел себя без
самодурства», «Я бы находил для занятий с сыном время» (14 лет). Не менее красноречивы и ответы
девочек: «Била бы рукой, а не ремнем» (5 лет); «Ласково говорила бы, не ругала бы»; «Не била бы их и не
так бы ругала, а больше бы их воспитывала» (8 лет); «У меня было бы несколько детей» (14 лет).
Наиболее ярко причину изменения себя в соответствующей роли родителя выразил мальчик 8 лет: «Я бы
относился по-человечески!». Но в большинстве случаев дети не меняют родительскую роль, явно
предпочитая сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза
которой и так существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Вопрос: «Когда ты вырастешь, ты будешь как папа (мама) работать...?» Предпочтение той же
профессии, как правило, — признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Характер отношений с родителями помогают понять рисунок «Семья», ответы на ТАТ,
совместные с родителями игровые занятия и игра с врачом в куклы, воспроизводящие различные
аспекты семейных отношений. Можно использовать и ряд рисунков из детских книг и журналов, где
изображены ситуации взаимодействия взрослых и детей.
При интервью со 130 детьми с неврозами применялся также разработанный нами опросник с
Hosted by uCoz