непереносимые для него, но привычные для матери угрозы сын пытается защитить себя, но не может.
Даже предвидя в дальнейшем физическую агрессию матери в виде избиения, он не может молчать,
безропотно сносить оскорбления, как и быть слепым и бездушным исполнителем деспотической воли
матери; д) «Моим ответам на свои вопросы не доверяет, а больше верит сверстникам или вообще
посторонним людям. Это иногда очень раздражает меня». Дискредитировав свой образ в представлении
сына, мать требует искренности, одновременно чрезмерно опекая и предохраняя от контактов со
сверстниками, в которых мальчик испытывает подчеркнутую возрастную потребность; е) «Не умеет
играть, приходится все в игре говорить за него. Поэтому надоедает с ним играть». Мать слишком
нетерпелива и требовательна, мальчик боится сказать что-либо не так, поскольку это не подвижные,
эмоционально насыщенные игры, а игры-нравоучения; ж) «Не хочет читать» (ему 5 лет); з) «Если что-
либо у него не получается, сразу же раздражается и требует помощи с плачем». Иначе, как плачем, сын
не может получить поддержку и помощь матери, «достучаться» до нее. К тому же мать страстно хотела
девочку и не приемлет самостоятельности и ранимости мальчика; и) «Не оттащить от телевизора или
магнитофона», поскольку это восполняет недостающие эмоции; к) «Не хочет помогать сам». Фактически
он еще не может.
Проблемы воспитания, диагностируемые по вопросу «трудно найти оптимальный подход к
ребенку», наиболее выражены при неврозе страха и обсессивном неврозе, наименее при
неврастении.
Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей. Со стороны
направленности личности это прежде всего отражение гиперсоциальности: излишней
принципиальности, требовательности и нетерпимости, завышенного уровня притязаний в отношении
возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная
рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям, недоучетом
особенностей их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений.
Со стороны характера это эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, неприятие себя,
тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и
претенциозно пытаются создать идеальный образ ребенка, ожидая, обязывая и требуя от него то, в чем
сами оказались личностно - несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность,
устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно
реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на
детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.
Как уже отмечалось, эмоционально чувствительные, душевно тонкие, добрые и ласковые дети
заболевают неврозом прежде всего постольку, поскольку есть психопатические черты в отношении к
ним родителей в виде неприятия, агрессивности (раздражения, негативизма и физических наказаний) и
чрезмерной, всепоглощающей принципиальности (жесткости, негибкости, условности и формализма).
Сами родители догадываются, подсознательно ощущают неестественность своего отношения к детям, но
тем не менее не могут конструктивно изменить себя без внешней помощи и руководства, выполняющего
роль стабилизатора и корректора их собственной личностной противоречивости и конфликтности. Сам
факт, что большинство родителей, испытывая чувство вины и беспокойства, способно на перестройку
своих взаимоотношений, указывает на преобладание у них невротической, а не психопатической
структуры личности.
Условно можно выделить следующие психологические типы или образы матерей детей с
неврозами.
«Царевна Несмеяна». Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и
честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской
непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется,
любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль,
выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто
правильно, но, что называется, «без души» и учета реальных обстоятельств. Именно о такой матери
мальчик 7 лет сказал: «Мне хочется, чтобы мама была ко мне всегда доброй, чтобы она меня не ругала,
чтобы она меня ласкала, не била, просто бы сказала спокойно и все».
«Снежная Королева». Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна,
|