Все рассмотренные случаи показывают, как конфликт братьев и сестер в семье перекликается с
издержками отношения родителей, являясь одним из источников хронической и неразрешимой
психической травматизации для детей, заболевающих неврозами.
Глава 6. Особенности воспитания
Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие родителей, в том
числе обучение знаниям и навыкам поведения, но и непосредственный характер отношения
(обращения) с детьми. Преобладающим типом воспитания при неврозах будут гиперопека и
ограничивающий контроль (Симеон Т. В., 1958; Зачепицкий Р. А., Яковлева Е. К., 1960; Сухарева Г. Е.,
Юсевич Л. С, 1965; Лакосина Н. Д., 1970; Шкловский В. М., Ильдеркина В. С. 1972). Обоим родителям
свойственны завышенные, не соответствующие реальным возможностям детей требования, наряду с их
непоследовательностью и противоречивостью (Захаров А. И., 1972). Аналогичные данные получены в
исследованиях Н. В. Конончук (1976), В. Н. Арбузовой, И. В. Доброгаевой, Г. В. Таныгина (1977). У
детей, заболевающих неврозами, неудовлетворенными часто оказываются потребности в
индивидуально-адекватной заботе и любви, самораскрытии, выявлении своего «я», эмоциональном и
двигательном самовыражении (Захаров А. И., 1972). Сквозной линией в отношении к детям будет их
неприятие как отсутствие положительных чувств и любви со стороны одного или обоих родителей
(Гарбузов В. И., 1977; Кириченко Е. И., 1986).
Существует риск повышения нервности у единственных детей ввиду ее непроизвольной
передачи со стороны взрослых в семье (Черни А., 1928). Небезразличным для воспитания было и
снижение рождаемости в 6070-е годы (Антонов А. И., 1980). Выделяется понятие «невроз
материнства», когда материнская забота затемняет рассудок; в страхе мать не имеет покоя ни днем, ни
ночью. Она не решается искупать ребенка, боится простудить или недокормить, считает своего
совершенно здорового ребенка больным и без конца обращается к врачам (Moll L., 1920). Конфликты
родителей по поводу воспитания, психологический отказ матери от ребенка, неровное поведение
родителей высоко коррелируют с нарушениями поведения детей (Cameron J. R., 1978). Если ребенок
чувствует любовь и поддержку, его развитие происходит в атмосфере безопасности и уверенности в
себе. Если родители, имеющие собственные невротические потребности, колеблясь между полным
одобрением, идеализацией ребенка и неодобрением, чрезмерными требованиями и ожиданиями,
создают в семье климат тревоги, то правильное развитие ребенка становится невозможным (Horney К.,
1937). Патогенная роль «маятникообразного» воспитания, когда запреты сменяются разрешениями и
наоборот, в происхождении неврозов у детей выделена также К. Leonhard (1965).
При изложении предыдущего материала мы уже затрагивали ряд проблем воспитания.
Систематизируем их в 5 групп факторов, отражающих специфику воспитания детей, заболевающих
неврозами.
Первая группа факторов. Наличие большого количества неразрешимых проблем воспитания или
неспособность родителей справляться с возрастными проблемами психического и личностного
развития детей. Отметим трудности взаимоотношений с мальчиком 5 лет с неврозом страха в
изложении матери, инженера по специальности. Ее слова отмечены кавычками, за ними следует наш
анализ: а) «Когда прошу или заставляю что-либо сделать, например вымыть свои сапоги, идти чистить
зубы, то надо повторять это по нескольку раз». У сына флегматический темперамент в отличие от
холерического темперамента матери, и, кроме того, он устал от бесчисленных требований матери; б) «В
ответ на мой приказ (выделено нами): «Прекрати или сделай сейчас же!», выдвигает свое требование:
«Скажи пожалуйста!», что, конечно, выводит меня из себя». Мать не принимает во внимание чувство
собственного достоинства у сына, который уже в 5 лет не хочет быть бездушной игрушкой или роботом
в обращении с ним матери; в) «Если поранил руку или получил занозу, то сразу ударяется в слезы и
боится даже мне показать рану». Мальчики не плачут, в представлении матери, да и вместо сочувствия
она будет ругать и читать мораль; г) «В ответ на предупреждение о предстоящем наказании он не
успокаивается или прекращает плакать, а, наоборот, угрожает, замахивается и ведет себя так плохо, что
почти сразу следует наказание. Такие ситуации повторяются несколько раз за день». В ответ на
|