исторического факта претерпевает в контексте веберовского рассуждения
парадоксальную метаморфозу: она должна быть мысленно представлена
иной, чем есть на самом деле, более того, что есть событие «на самом деле»,
проясняется только после ухода от фактичности в знание о правилах
происходящего в некотором значимом контексте. Факт превращается в
правильно понятую действительность.
Приводимый Вебером пример дистанцирования от «фактичности»
проясняет смысл каузального сведения. Издерганная неурядицами мать в
порыве раздражения отвесила ребенку основательную оплеуху. Рев дитя
привлек внимание отца семейства, уверенного в своем превосходстве во
всем. Объяснения женщины демонстрируют процесс каузального сведения
случившегося к объективной возможности: она настаивает на случайности
происшедшего и говорит, что «она обычно так не поступает».
Подразумевается, что на самом деле объективным существованием обладает
иное возможное действие, логически вытекающее из ее доброты.
«Пережитое, ставшее объектом знания, заключает Вебер, всегда
обретает перспективы и связи, которые в самом переживании не
познаются»
6
. И сам человек, даже если он захочет, не способен дать о себе
верные сведения. Требуется процедура, которая называется идеальной
типизацией: чтобы понять природу реальных связей, надо сконструировать
связи «нереальные». Представим себе немыслимой сложности задачу
найти настоящую принцессу. Для социолога социальный статус принцессы
устанавливается просто: импортное платье с драгоценностями, настойчивые
уверения людей из свиты, в конце концов паспортные данные. Но что
делать, если принцесс-то хоть отбавляй, да вот настоящие ли они?
Сказочный андерсоновский принц объездил весь свет, да так и вернулся
домой ни с чем и загоревал, уж очень ему хотелось достать настоящую
принцессу. Проблема была решена в феноменологическом ключе: стоящая у
ворот под дождем принцесса оказалась самой что ни на есть настоящей
она была настолько деликатна, что почувствовала горошину через сорок
тюфяков и пуховиков.
Социологические данные лишь материал, который организуется
таким образом, чтобы они заговорили. Можно сказать, что идеальная
типизация данных имеет большее значение, чем сами данные.
Эпистемическое дистанцирование это своеобразный ритуал забывания
«живой жизни» и превращения ее в рациональную идею-схему.
Аналогичным образом осуществляется и припоминание. Память отбирает из
массы опыта только значимые события, устраняет или сглаживает плохое,
делает более отчетливым хорошее, а многое просто
6
Вебер М. Цит. соч. С. 128 - 129.
109
|