Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 290 
Next page End  

приговаривает к несуществованию. Исследователь живет внутри научной
традиции, конструирует свой искусственный мир, забывая о мире
«естественном».
У Борхеса есть рассказ «Фунес, чудо памяти». Девятнадцать лет Фунес
прожил, как во сне: он смотрел и не видел, слушал и не слышал, все забывал,
почти все. Упав с коня, он потерял сознание; когда же пришел в себя,
восприятие окружающего было почти невыносимым. «Фунес видел все лозы,
листья и ягоды на виноградном кусте. Он знал формы южных облаков на
рассвете тринадцатого апреля тысяча восемьсот восемьдесят второго года и
мог мысленно сравнить их с прожилками на книжных листах из испанской
бумажной массы, на которые взглянул один раз, и с узором пены под веслом
на Рио-Негро в канун сражения под Кебрачо... Он мог восстановить все свои
сны, все дремотные видения. Два или три раза он воскрешал в памяти по
целому дню; при этом у него не было ни малейших сомнений, только каждое
такое воспроизведение требовало тоже целого дня»
7
.
Фунес помнил не только каждый лист на каждом дереве в каждом лесу,
но помнил также каждый раз, когда он этот лист видел и вообразил. При
этом он изобрел свой бесконечный словарь, где каждый предмет
обозначался своим собственным словом. Фунес не видел ничего постоянного
и не мог понять, что родовое имя «собака» охватывает множество различных
собак. «Мыслить — значит забывать о различиях, обобщать, абстрагировать,
— резюмирует Борхес. — В загроможденном предметами мире Фунеса были
только подробности, к тому же лишь непосредственно данные».
Джон Локк ставил задачу изобрести универсальный словарь единичных
имен, избавленный от схоластического жаргона и соответствующий
реальности, чтобы более не было нужды в абстракциях. Он был уверен в
том, что «имена простых идей менее всего сомнительны», поскольку
обозначают только одно простое восприятие»
8
.
В погоне за «жизнью» социология тоже изобретает свой бесконечный
словарь и в результате создается жаргон, ориентированный на разрушение
научного знания. Лоуренс Стоун заметил, что ясность языка и мысли, до
недавнего времени считавшаяся признаком 
7
Борхес Х.-Л. Фунес, чудо памяти / Пер. с исп. Е. Лысенко // Борхес Х.-
Л. Коллекция: Рассказы; Эссе; Стихотворения: Пер. с исп. / Сост., вступ. ст.
Вс. Бачно. СПб.: Сеперо-Запад, 1992. С. 165 - 166.
8
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч.: В трех
томах. Т. 1. Ред. и авт. вступ. ст. И.С. Нарский. Пер. с англ. А.Н. Савина. М.:
Мысль, 1985. С. 484.
110
Hosted by uCoz