Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 290 
Next page End  

томобилей. Естественно, выборка сместилась в сторону «верхних» слоев
социальной структуры. Владельцы телефонов и автомобилей — группы, в
значительной степени пересекающиеся, — и составили реальный объект
исследования, в то время как проектируемый объект отождествлялся с
электоратом США. В итоге сформировалась выборка из респондентов,
избирательные предпочтения которых отличались от предпочтений среднего
американца. Средневыборочные значения оказались смещенными в сторону
более состоятельных и образованных слоев населения.
Эти социально-структурные параметры имели определяющее влияние
на распределение доверия к Рузвельту среди электората. Проводимый
президентом с 1932 г. «Новый курс» был основан на вмешательстве
государства в сферу свободного предпринимательства, антимонопольной
политике и защите интересов низших слоев населения, в том числе
расширение избирательных прав для иммигрантов. Немаловажным
фактором, обусловившим размежевание позиций избирателей, был и процесс
крупных корпораций против Рузвельта в Верховном суде, который был
выигран «капиталистами» в 1936 г. Это способствовало его популярности
среди низших классов. Да и сам облик Рузвельта — человека, с молодых лет
прикованного к инвалидной коляске, но сумевшего стать выдающимся
политиком, импонировал демократическому большинству. Оптимальное
размещение выборки в таких условиях было несовместимо с «уклоном» в
сторону богатых. Этот «уклон» значительно усилился по причине
пренебрежения со стороны аналитиков «Литерэри Дайджест» к динамике
электоральных предпочтений в различных социальных стратах.
В предыдущих опросах «Литерэри Дайджест» анкеты рассылались тем
же группам и прогнозы оправдывались, но в 1936г. не были учтены два
исключительно важных обстоятельства: во-первых, дифференциация
избирательных установок в зависимости от уровня доходов — эта тенденция
усилилось с приходом в 1932 г. в Белый дом президента Рузвельта; во-
вторых, значительное расширение избирательного ценза. Новые контингента
электората в основном принадлежали к беднейшим классам — они и
предпочитали видеть Рузвельта на посту президента.
Метод исследования — почтовый опрос — также усугубил ошибку.
Вероятность возврата вопросника по почте была и остается намного выше у
людей с высоким образованием и доходами выше среднего, а те, кто не
возвратил заполненный вопросник, как правило, принадлежали к низшим
классам. Поэтому, если бы даже поллстеры из «Литерэри Дайджест»
использовали списки избирателей, а не телефонные справочники, выборка
все равно оказалась бы смещенной в сторону богатых и образованных.
161
11-365
Hosted by uCoz