Против «Литерэри Дайджест» работал и фактор времени.
Состоятельные и более образованные люди обычно определяют «своего»
кандидата на президентских выборах еще летом и, вообще, заранее имеют по
этому поводу обоснованную позицию, а «простые» люди ничего заранее не
умышляют. «Литерэри Дайджест» опрашивал миллионы преуспевающих
американцев как раз в начале сентября, когда богатые уже определились в
своем выборе, а бедные еще нет. Ошибочно предполагалось, что полученная
картина сохранится до ноября, в том числе сохранится и доля тех, кто не мог
сказать ничего определенного. К осени ситуация стала меняться. Количество
определившихся в своем «нет» Рузвельту осталось относительно
стабильным, зато подгруппа не имеющих мнения начала резко сокращаться
и перетекать в «да» Рузвельту. Так величайшая по объему выборка в истории
массовых опросов оказалась ошибочной, и инцидент показал, что главное
для репрезентативности не объем, а хорошее размещение единиц отбора.
«Каждая единица имеет равный шанс попасть в выборку» первый
принцип выборочной процедуры. Тогда же, в июле 1936 г., молодые и еще
неизвестные поллстеры (так стали называть тех, кто проводит массовые
опросы, в отличие от социологов), опросив несколько тысяч человек, точно
предсказали победу Рузвельту. С этого времени начался институциональный
период в истории обследований общественного мнения. Институты Гэллапа,
Роупера и Харриса к началу 1960-х гг. уже были международными
корпорациями.
4. Типичные систематические ошибки выборки и способы отбора
единиц
Давление доступных объектов. Иллюзия постоянства. Недостаточный
учет аномальных и труднодоступных единиц. Отказы от ответа. Способы
отбора единиц исследования. Вероятностный отбор; районирование;
гнездовой отбор; систематический отбор; квотный отбор; стихийный отбор.
Первая и наиболее часто встречающаяся ошибка заключается в
давлении доступных объектов. В результате происходит необоснованная
экстраполяция реального объекта на проектируемый. В выборке «Литерэри
Дайджест» возможности доступа к респондентам, предоставляемые
телефонными справочниками и регистрационными карточками
автовладельцев, снизили у исследователей чувство опасения перед ошибкой.
При использовании прессового опроса, когда на
162
|