Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 290 
Next page End  

вообще. Этот аспект изучен недостаточно. Каких-либо систематизированных
наблюдений не имеется, хотя в литературе отмечается возрастание общего
количества «заисследованных досмерти» (surveyed
to
death) респондентов.
Скорее всего это преувеличение. Наиболее способные и опытные
интервьюеры умеют завоевывать доверие респондента и преодолевать его
нежелание сотрудничать.
Третья причина — внешние обстоятельства, препятствующие контакту,
несмотря на информированность респондента и желание сотрудничать.
Наиболее труднодоступными, поданным Н.Н. Чурилова, являются семейные
респонденты — многие из них не могут выделить 40 — 50 мин для беседы с
интервьюером
17
, количество отказов от интервью составляет 2,5%,
респонденты отсутствуют дома по известным либо неизвестным причинам в
5,2% случаев». По данным опроса 395 молодых рабочих в 1982 г. в Киеве,
несостоявшиеся интервью связаны с отпуском респондента (0,4%), болезнью
(0,4%), отказом от опроса (3,2%), декретным отпуском (3,6%), призывом в
армию (1,2%), увольнением с места работы (2,0%). Другие причины
отсутствия ответов обусловлены утерей анкет, отказом вернуть заполненные
анкеты и т. п. Общая величина систематической ошибки, как показал Н.Н.
Чурилов, составляет 3,03%, что существенно не влияет на выборочную
среднюю
19
. Уровень систематической ошибки можно несколько снизить
заменой отсутствующих либо отказавшихся отвечать респондентов лицами
из резервного контингента, но самым надежным способом реализации
выборки являются повторные посещения. Однократное посещение
обеспечивает опрос примерно 55% респондентов, второе и третье посещения
увеличивают это число до 95 — 9б%
20
.
Повторные посещения респондентов, отсутствующих дома, обходятся
довольно дорого. Поэтому в 1950-е гг. в Институте Гэллапа была
разработана система интервьюирования, названная «Время—Место». Было
проведено специальное исследование и установлено: кто, когда с
наибольшей вероятностью находится дома. Естественно, что опросы обычно
проводятся в вечернее время и в выходные дни
21
.
Общее количество отказов варьирует от 5% в переписях населения
США до 30% в отдельных «трудных» обследованиях, например 
17
Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического
исследования. Киев: Наукова думка, 1986. С. 149.
18
Там же. С. 139.
19
Там же. С. 141 - 142.
20
Там же. С. 144.
21
Gallup G. The Gallup Poll: Public opinion 1978. Wilmington, Delaware:
Scholarly Resources, 1979. P. XI.
168
Hosted by uCoz