Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 290 
Next page End  

Часто такой вывод воспринимается как вполне правдоподобный, если
известно, что за время между предварительным и итоговым замерами ничего
существенного не произошло. В данном случае речь идет о влиянии на
внутреннюю валидность факторов исторического фона, естественного
развития («матурации») и особенно эффекта тестирования. Исследования
показывают, что при тестировании интеллекта и контрольных проверках
знаний результаты итогового замера выше, чем результаты
предварительного. При исследовании предрассудков предъявление
суждений, выражающих враждебность, изменяет установки испытуемых в
сторону большей враждебности.
Значительные искажения в эксперимент такого типа вносит
реактивность респондентов. Результат наблюдения часто возникает под
влиянием самого исследования. Журналисты хорошо знают, что интервью с
записью на диктофон значительно отличается от нормального разговора.
Появление интервьюера с бланком опроса на сельской улице приводит
население в состояние тревоги. Рецепт здесь прост: наблюдение должно
иметь по возможности характер пассивной регистрации.
Сравнение нерандомизированных, экспериментальной и контрольной
групп. В соответствии со схемой Милля предполагается, что при прочих
равных условиях группа, испытавшая воздействие переменной х, обнаружит
определенный признак О1, а группа, не испытавшая такого воздействия,
обнаружит признак О2. Отсюда следует, что х есть причина O1. Схему можно
записать следующим образом:
х
O
1
О
2
Данный квазиэкспериментальный план представлен, например, в
сравнении обществ, имеющих рыночную экономику, с обществами
централизованного планирования. Первые обладают более высоким
благосостоянием, которое рассматривается как следствие рыночной
конкуренции. На самом деле различия в благосостоянии обществ могут быть
объяснены и без экспериментальной переменной. Слабость рассматриваемой
схемы заключается в отсутствии контроля за идентичностью групп.
Экспериментальный план с предварительным и итоговым замерами и
контрольной группой. Сравнение результатов наблюдения за объектами до и
после эксперимента становится контролируемым при условии выравнивания
или рандомизации групп (R). 
212
Hosted by uCoz