другой лидер, уже с иным стилем. Никто из лидеров не работал в одной и
той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах.
Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно
стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.
Далее. В помещении, где проводились занятия с детьми, присутствовали
четыре наблюдателя. Мальчикам сказали, что эти люди интересуются
деятельностью подросткового клуба и ни во что не вмешиваются.
Наблюдатели регистрировали поведение испытуемых поминутно. Они
учитывали следующие параметры: 1) количество актов взаимодействия
между пятью школьниками и их лидером, в том числе директивные
указания, положительные и отрицательные реакции, особое внимание
обращалось на отказ выполнить просьбу либо распоряжение руководителя;
2) осуществлялся поминутный анализ изменений в групповой структуре:
фиксировалась деятельность подгрупп, устанавливалось, вызвана ли
активность группы лидером или возникла спонтанно, подсчитывался индекс
сплоченности каждой подгруппы; 3) фиксировалось накопленное количество
значимых действий испытуемых, а также изменения в динамике группы как
целого; 4) велась непрерывная стенограмма всех разговоров в группе
16
.
Кроме указанных параметров, анализировались и «внутриклубные»
взаимодействия: каждый лидер записывал свои впечатления после каждой
встречи, изучались комментарии наблюдателей и даже был снят фильм о
деятельности экспериментальных групп. Такое массированное наблюдение
за действиями группы не исчерпывало задачи экспериментального контроля.
Результаты наблюдений проверялись на надежность. Например,
исследователи обращали внимание на то, все ли наблюдатели записывали
действия участников. Записи кодировались, и затем сама процедура
кодирования тоже проверялась на надежность. Для этого один и тот же
текстовой материал кодировался разными людьми. В итоге строились
индексы группового поведения: уровень агрессивности, стремление к
воспризнанию, соотношение организованной и неорганизованной
активности и т. п. Наряду с информацией, использованной для выравнивания
групп, и материалами наблюдения за действиями испытуемых исследователи
проводили серию интервью с мальчиками. Их спрашивали о «клубных»
впечатлениях, а также тестировали по Роршаху. Кроме того, опрашивались
родители и учителя каждого испытуемого.
16
Lewin К., Lippit R., White R. Patterns of aggressive behaviour in
experimentally created «social climates» //Journal of Social Psychology. Vol. 10.
Reprinted in: Pugh D. (ed) Organisational Theory. New York: Penguin Books,
1971.
223
|