Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 290 
Next page End  

ленных (эгоистических и добродетельных) «сил». Здесь нетрудно распознать
ньютоновское пространство, где перемещаются влекомые силами
притяжения и отталкивания индивиды. Однако Левин интерпретирует эту
модель как частный случай релятивистской теории поведения: индивид и его
среда рассматриваются в качестве системы отношений — «жизненного
пространства», в котором создаются «напряжения», обусловленные
«силами». Кроме индивидуальных «сил», поле возможного действия
пронизано «индуцированными силами», исходящими от групп, институтов и
иных надындивидуальных источников. Оригинальность концепции Левина
заключается в том, что единицей анализа является «социальная ситуация» —
система напряжений, а индивид — лишь один из аспектов «жизненного
пространства». Это означает, что каждая новая социальная ситуация создает
нового индивида. Несмотря на то, что с «физической» точки зрения человек
всегда остается одним и тем же лицом, в каждой новой ситуации он
оказывается иным. Таким образом, задача заключается в том, чтобы путем
экспериментов установить, как напряжение, создаваемое социальной
ситуацией, влияет на индивидуальное поведение.
В эксперименте, поставленном К. Левином, Р. Липпитом и Р. Уайтом в
1939 г., изучалось влияние типов лидерства на поведение группы. В качестве
испытуемых выступали школьники, только мальчики. Контроль переменных
обеспечивался следующим образом. Испытуемые были разделены на четыре
группы, выравненные по составу. Исследователи осуществляли
предварительные наблюдения за мальчиками, проводили социометрические
тесты, с помощью которых устанавливали лидеров, аутсайдеров, дружеские
пары. Поведение каждого школьника оценивалось учителем: не дразнит ли
он сверстников, послушен ли, энергичен ли, не слишком ли
«выпендривается». Наконец, экспериментаторы тщательно изучили
классные журналы: помимо успеваемости, контролировались физическая
подготовка и социальное происхождение учащихся. Экспериментальная
работа со всеми группами производилась в одном и том же помещении,
поэтому влияние внешней обстановки тоже не могло исказить результаты
эксперимента. Кроме того, каждая группа выполняла одинаковые задания.
Все это в целом выглядело как детский клуб. Ребята изготавливали маски,
лепили фигурки из пластилина, играли в лошадки.
Итак, экспериментальная задача заключалась в том, чтобы установить,
каким образом влияют на выполнение групповых действий различные типы
лидерства. Для этого в течение семи недель к каждой группе был
прикреплен руководитель, осуществлявший заданный стиль руководства. По
истечении семинедельного срока назначался 
222
Hosted by uCoz