работа, а служба, и подготовка публикации служебный акт, подчиненный
своеобразному «воинскому артикулу».
Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто,
как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь
неадекватное представление содержания научного материала в заглавии.
Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет
исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта
исследования.
Предмет исследования это совокупность существенных признаков
(или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об
объекте это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто
исследовался.
Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно
является неадекватным. Например, заглавие «Социологическое
исследование инженеров» содержит только один информативный признак
профессиональную принадлежность обследованных к инженерам, а что
исследовалось неясно. В статье же речь идет о том, что инженеры, как
правило, знакомятся с девушками на производстве.
Иначе говоря, предметэто изучаемые параметры, а объект это
изучаемый контингент, совокупность единиц (людей, сообществ,
институтов, текстов и т. п.). В заглавии принято указывать, во-первых,
предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия
образуют ключевые слова именно они помогут коллегам распознать
статью среди тысяч других.
Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким,
перегруженным ключевыми словами. Рассмотрим в качестве примера
заглавие статьи «Влияние социального статуса родителей на
профессиональную ориентацию школьников подросткового возраста в
Московской области в 1994 году». Это заглавие очень точное, но при
описании публикации библиограф-предметизатор не имеет возможности
разыскивать жемчужные зерна в столь большой куче ключевых слов.
Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий
использование «публицизмов». Социологу не чуждо ничто человеческое, в
том числе и стремление говорить красиво. Публицизмы это красивые
слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально
неподготовленным читателем профаном. Как правило, публицизмы несут
выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого,
если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е.
давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы
не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе
эзотерического эссе, которые
230
|