нельзя озаглавить иначе, чем «Взгляд и Нечто». Заглавия «Слагаемые
успеха», «Если заглянуть глубже», «Творя и познавая», «Руками коллектива»
пригодны на все случаи жизни.
В социологических журналах часто встречаются публицистические
«орнаменты» заглавий. К ним относятся, например, выражения «Мифы и
реальность», «Опыт и проблемы», «К вопросу о...». Позитивная функция
«орнаментов» состоит в том, что заглавие приобретает стилистическую
завершенность, а отрицательная в создании помех при предметизации и
систематизации статьи. Если социолог провел массовое обследование, но
затрудняется в определении того, что он хотел узнать, может оказаться
полезным словосочетание «Социальный портрет». К сожалению, прочитав
такое заглавие, невозможно установить, о чем идет речь в публикации.
Образцовые с точки зрения информативности заглавия используются в
научных журналах, включенных в предметные информационно-поисковые
системы. В этом случае заглавие являет собой набор дескрипторов первого
уровня. Например, заглавия статей «Американского социологического
журнала» (Том 99, Номер 4, январь 1994 года) представляют собой
перечисления через запятую ключевых слов: «Правила, ресурсы и процессы
легитимации: некоторые вопросы социального конфликта, порядка и
изменения» (Родин Страйкер); «Знание, доминирование и уголовное
наказание» (Иоахим Севелсберг); «Легализация рабочего места» (Ричард
Скотт); «Ранний труд родителей, социальный капитал семьи и их влияние на
раннее детство» (Тоби Парсел, Элизабет Менахен); «Сыновья, дочери и
межпоколенческая поддержка на Тайване» (Ян-Джу Ли, Уильям Периш,
Роберт Уиллис). Все приведенные заглавия обладают высокой степенью
коммуникативности с точки зрения доступа к пользователю через
предметные индексы информационно-поисковых систем.
Расширением заглавия являются аннотации, содержащие уже не пять-
семь дескрипторов, а около ста слов, подробно описывающих предмет
исследования. Естественно, что возможности точного распознавания
тематического адреса публикации увеличиваются во много раз, не говоря
уже о том, что чтение аннотации позволяет компетентному исследователю
уяснить основную идею работы за несколько минут.
В качестве образцового примера можно привести аннотацию к
упомянутой выше статье о межпоколенческой поддержке на Тайване.
Исследование посвящено финансовой помощи, которую оказывают дети,
имеющие собственную семью, своим родителям.
Часто предполагается, что экономические и социальные изменения,
сопровождающие индустриализацию, ведут к резкому ослаблению
родительской власти и, следовательно, к уменьшению поддержки
231
|