Ежегодное собрание Американской социологической ассоциации,
состоявшееся в 1962г., перед Всемирным социологическим конгрессом в
Вашингтоне, было посвящено «применениям» социологии («The
uses
of
sociology»). Инициатором обсуждения этой темы был П. Лазарсфельд,
который рискнул включить социологов в число «людей, делающих
политику». В дискуссии о профессиональных ролях социолога на конгрессе
выступил Эверетт Хьюз. Свой доклад он назвал «Социология и
общественность». Хьюз напомнил дюркгеймовское понятие «вселенная
дискурса», соотносящееся с коллективными представлениями, для того,
чтобы кардинальным образом разделить профессиональный язык
социологии и профанный язык общественности. Социолог обязан владеть
первым техническим языком для общения с коллегами, обыденным
языком для изучения «общественности» и, кроме того, ему нужен третий
язык язык общественности, к которой он должен обращаться по поводу
применения результатов социологических исследований. «Поскольку мы
имеем дело с важными проблемами, люди ждут от нас чего-то важного,
говорил Хьюз, это большое искушение»
29
.
Научная социологическая методология являет собой некий идеальный
образец, и отличить ученого от идеолога довольно трудно Социальные роли
часто «переключаются» без особых затруднений. Однако одна важная черта
позволяет различить эти интеллектуальные роли. «Методология»
публициста, идеолога и пророка представляет собой личное дарование,
результат которого невозможно воспроизвести. Чтобы освоить
христианскую социологическую методологию отца Сергия Булгакова, нужно
быть отцом Сергием Булгаковым. Ясно, что, если социологи будут смотреть
на мир с позиций своего личного уникального опыта, они вряд ли придут к
единому мнению относительно предмета исследования, основных понятий и
измерений, техники сбора данных, процедуры анализа. Результат
исследования может быть воспроизведен при соблюдении стандартных
правил научного вывода этот принцип отличает науку от творчества.
Можно ли написать второго «Дон Кихота», как это мечтал сделать
борхесовский Пьер Менар? Нет. Для этого нужно быть Сервантесом и
повторить его судьбу. А научная методология в числе своих
основополагающих «как?» диктует отстранение от личного дарования и
принятие технических, обезличенных норм производства знания. «Дон
Кихота» написать еще раз невозможно, а «Американского солдата»
знаменитое исследование Самюэля Стауффера повторить хотя и трудно,
но можно.
29
Hughes Е. Sociologists and the public // Hughes E. The Sociological Eye:
Selected papers. Chicago: Aldine, Atherton, 1971. P. 463.
27
|