корректная формулировка вопроса «Что мы хотим узнать?» оказывается в
данном случае задачей непосильной.
Выход из затруднения прост: перед тем как браться за проведение
исследования, надо тщательно изучить все, что написано по данной теме.
Конечно, осуществить эту задачу практически невозможно, но в процессе
работы с литературой достигается важнейший результат, определяющий
итог предстоящей работы: многие вопросы, казавшиеся эпохальными,
становятся малозначимыми или бессмысленными. Обнаруживается, что
очень интересные и плодотворные идеи столь трудны, что их невозможно
реализовать в процедуре, и, в конце концов, выясняется, что обо всем
важном уже написаны книги и статьи.
Если эти трудности удается преодолеть, социолог получает
возможность сформулировать проблему исследования. Выбор проблемы
почти всегда альтернатива: либо изучать что-то крупное и эпохальное, либо
ограничить себя узкими рамками процедурных задач. В естественных и
технических науках о выборе проблемы можно говорить с большой
степенью условности, поскольку выбор зависит не столько от личных
интересов исследователя, сколько от задач, решаемых организацией,
имеющегося лабораторного оборудования и иных ресурсов. Иначе говоря, в
нормальной науке проблемы не выбираются, а ставятся перед
исследователем. Но и в социологии, где определяющую роль играет интерес
исследователя, имеются существенные ограничения. Во всяком случае
профессиональное сообщество располагает вполне определенными
критериями актуальности тех или иных вопросов. Социологическая
методология, создавая регламент производства знания, создает вместе с ним
и «запретку» линию, которую нельзя пересекать без серьезного риска.
У истоков любого исследования находится теоретическая идея,
объясняющая некоторый фрагмент действительности. Эта идея должна быть
развернута в исследовательском проекте, т. е. реализована в концептуальном
аппарате и процедурах сбора и анализа данных, чтобы ответить в общем-то
на один вопрос: соответствует ли теоретическая идея действительности?
Предполагается, что ответ на этот вопрос может быть получен путем
систематического изучения фактов.
Исследовательская проблема всегда формулируется в контексте
проверки некоторой теории, даже если эта теория находится в неразвитом,
«донаучном» виде. В противном случае решаемая проблема является не
научной, а, к примеру, житейской, досужей, выдуманной. В науке такого
рода проблемы получают холодное наименование неактуальных.
Проблематизация означает, что какой-либо фрагмент теории или вся теория
в целом могут быть опровергнуты новыми фактами. В социальных науках
иногда бывает нелегко установить, насколько обоснованна постановка той
или иной проблемы. Напри
33
|