замеров и при отсутствии систематической ошибки их средняя
приближается к истинному значению признака.
Устойчивость это воспроизводимость результатов при
многократных замерах. Дело в том, что меняться может не только
характеристика объекта, но и сам измерительный инструмент. Он может
быть точным и правильным, но неустойчивым. В отличие от правильности
устойчивость нарушается по причине случайных ошибок. Устойчивость
обратно пропорциональна точности. Чем чувствительнее инструмент, тем
больше вариация получаемых данных. В технике устойчивость
измерительного прибора в большинстве случаев можно уверенно
контролировать. В социологии же, особенно при измерении установок,
вторичный замер соотносится уже не со «старым» признаком, а с тем, к
которому уже было применено воздействие инструмента. Возникает
ситуация, аналогичная смещению замера при использовании техники «тест-
ретест». Г.И. Саганенко, детально изучавшая устойчивость измерения,
называет такую ошибку «эффектом первого замера»
5
.
Валидность инструмента связана с отношением между измерительным
инструментом и результатами измерения. Предполагается, что если
инструмент валидный, то существуют определенные эмпирические
отношения между результатами его применения и другими свойствами или
переменными. Эти отношения лежат в основе предикативной валидности
корреляции между результатами измерения и внешними критериями.
Например, можно валидизировать тест интеллектуального развития
студентов с помощью системы баллов за решение задач, а затем измерить
корреляцию этого признака и оценками студентов за год. Такого рода
корреляции часто интерпретируются как мера валидности. Надо только быть
уверенным, что измерение валидно и релевантно по отношению к концепту.
Но если так, то возникает вопрос: зачем нужно использовать тестовые баллы
и тому подобные сомнительные операции, когда есть надежный
объективный критерий? Иногда объективные замеры получить трудно, а
иногда им должны предшествовать предварительные пробы. Например,
экзамены своеобразный тест нужно выдержать до того, как выпускник
университета получит возможность продемонстрировать свою
профессиональную подготовку на деле.
Наиболее распространенный критерий валидности связан с мето
5
Саганенко Г.И. Социологическая информация: статистическая оценка
надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука,
1979. С. 66.
75
|