Требования, предъявляемые к номинальным измерениям
(идентификациям), должны выполняться и для шкал более высокого уровня:
упорядоченных, интервальных и метрических.
Упорядоченная шкала отличается от номинальной тем, что ее градации
располагаются в определенном порядке относительно возрастания либо
убывания интенсивности свойства.
К классу упорядоченных относятся оценочные шкалы, установки и
предпочтения. В социологии используются два вида упорядоченных шкал:
ранги (рейтинги) и баллы. Ранги устанавливаются путем приписывания
объекту места таким образом, что количество мест в точности равно
количеству объектов. Например, можно распределить студентов по уровню
подготовки и приписать каждому его место, начиная от первого и кончая
последним. Иначе говоря, мы ранжируем их, зная, что вне зависимости от
уровня знаний в группе должны быть первые и последние. Аналогичную
систему производственного стимулирования, основанную на идее
поощрения первых за счет последних, применил в 1960-е гг. В.М. Якушев,
экспериментируя в одном из конструкторских бюро, эксперимент
получил известность под названием «Пульсар». Поскольку в любом случае
кто-то окажется последним, группа ставится в условия конкуренции и
борьбы за выживание.
Рейтинг как тип социального оценивания является нормой
определенного типа культуры, основанной на приоритете индивидуального
интереса перед интересами коллективными. Жизненный и
профессиональный успех осмысливается здесь как победа над другими. В
такого рода игре считается глупым и даже аморальным дать товарищу по
классу списать контрольную работу ведь это означает уступить ему в
соревновании. В конечном счете загнанных лошадей пристреливают, не так
ли? Все это происходит не только в учебе, но и в бизнесе, семье, общении,
религии. Теория рационального выбора основана как раз на идее
оптимизации индивидуального поведения при ограниченных ресурсах.
Балльные шкалы оперируют не местами, а школьными значениями. Эти
значения не зависят друг от друга. В некотором смысле балльная шкала
имеет эгалитарное происхождение. Все студенты, включая первого и
последнего, могут получить тройки и быть счастливы в соответствии с
теорией относительной депривации. Однако надежность такого рода шкал
очень сомнительна, особенно в случаях, когда для означивания меток
используются цифры. Расстояние от 4 до 5 не то же самое, что расстояние
от 2 до 3. У каждого преподавателя есть собственные предпочтения
относительно участка континуума, на котором он распределяет студентов.
Один ставит 2 и 3, другой 4 и 5. Как сравнивать их? Больших затруднений
здесь не
82
|